Афиша

Общественный транспорт Мюнхена на сайте MVV

Как доехать

Путеводитель по Мюнхену с еврейским уклоном. Часть 3

Имеет не столько хронологический порядок, сколько топографический.
В основу текста положена экскурсия, проведенная Ниной Сафьян

главная синагога Мюнхена

В конце 19 века в Мюнхене становилось все больше и больше евреев, и в 1887 году было получено разрешение на постройку главной синагоги Мюнхена. Большой, очень красивой синагоги - ее построил архитектор Альберт Шмидт, который построил здания многих банков и в то время был очень известным и хорошим архитектором. Он построил ее в так называемом новороманском стиле. Если вы хотите представить себе, как выглядела главная синагога Мюнхена, посмотрите, как выглядит церковь святого Луки в Lehel - ее построил тот же самый архитектор, и внешне она очень похожа на главную синагогу. Церковь св. Луки - это протестантская церковь. Такой же самый необожженный камень, из которого была построена в свое время знаменитая Frauenkirche был применен Шмидтом при постройке и главной синагоги, и церкви св. Луки, но судьба у них оказалась разной.

Видите, главная синагога Мюнхена находится рядом с домом Искусства. Здесь было одно из мест, в которых любил бывать Гитлер, и вот в июне 1938 года он проходил мимо синагоги и сказал, что это пятно позора должно исчезнуть. Кстати никакого письменного приказа об этом не сохранилось, но через несколько дней после этого руководителей общины вызвали к городскому начальству и сказали, что в связи с проведением в городе большого количества работ по улучшению транспортного сообщения это сооружение должно исчезнуть, и на этом месте будет то ли стоянка для машин то ли трамвайные пути.

разрушение синагоги

Работу по разрушению синагоги вела строительная фирма Möll, выполнено это было очень быстро, в течение трех недель. Евреи провели здесь прощальную службу. Орган, который украшал здание, был разобран и вывезен, и его остатки находились в одной из кирх. Мало кто знает, что в это же время, с разницей в несколько дней, под тем же самым предлогом была разрушена протестантская церковь св. Матеуса на Sonnenstrаßе. Та церковь, которая сейчас там, построена вместо разрушенной примерно на том же месте, потому что евангелическая община сразу после войны обратилась к городским властям о восстановлении этой кирхи.

Главная синагога Мюнхена не восстановлена и не будет восстановлена здесь, потому что это место продано фирме Karstadt. Еврейская община поставила условие, чтобы здесь никогда ничего не строили. И фирма Karstadt устроила здесь подземный гараж, a наверху такой сквер и памятный камень, слова на иврите - это строчки псалма которые переводятся так: “они сжигают твою святыню, позорят места твоего имени“ – это 74 псалом.

Очень часто люди, которые приходят к этому памятнику, кладут камешки по еврейскому обычаю. Здесь проходит зажжение ханукии. Здесь проходят траурные митинги 9 ноября в память о погромной ночи, читаются имена тех, кто погиб или были депортированы, т.е. это памятное место для евреев Мюнхена.

ортодоксальная синагога

Вторая синагога  Мюнхена - ортодоксальная синагога - находилась на Herzog-Rudolf-Straße 3-5-7. Это была небольшая синагога, которая отличалась от главной абсолютно всем. Главная синагога была синагогой либеральных евреев, местных евреев - можно так их назвать, которые стремились к тому, чтобы интегрироваться, приспособиться каким-то образом к жизни вокруг. Достаточно сказать, что в главной синагоге тоже был орган, тоже был хор, против этого очень возражали другие члены общины, принадлежавшие к ортодоксальному кругу, это были так называемые Оst Juden – восточные евреи, которые приехали в Мюнхен в начале 20 века. Жили они в основном в районе Reichenbachstraße - Gärtnerplatz. Они приехали из местечек Польши, в основном из Галиции, из России, из Украины после петлюровских погромов. Они принесли с собой совершенно другую культуру, они одевались так, как одевались там, в их местечках, женщины носили парики, мужчины носили пейсы. Они не могли примириться с тем, что в синагоге играл орган, пел хор. Они хотели, чтобы все выглядело по-другому - в их традициях, ортодоксальных традициях. Дошло до того, что они выделились в другую общину, они организовали как бы свою общину в общине.
     
Потом на деньги спонсоров, которые тоже ходили в эту синагогу, кстати, семьи Фейхтвангер - очень богатой и очень известной в Мюнхене, примерно 150 человек насчитывала эта семья - была построена синагога на Herzog-Rudolf-Straße. Эта синагога была разрушена в погромную ночь, на том месте, где она была, сейчас совершенно безликие современные здания и довольно высоко находится мемориальная доска, на которой написано, что здесь была синагога.   

новая синагога

И наконец, новая синагога - на Jakobsplatz. Это место выделено городским советом Мюнхена. Здесь не только синагога, но и еврейский центр с музеем и школой. Это значит, что еврейская жизнь Мюнхена не закончилась после второй мировой войны.

 

 

Вдоль по улице Максимилиана

Маршрут: Max-Joseph Platz – площадь короля Макса I; Maximilianstr. – улица короля Макса II; Maximilianeum – Максимилианеум.
Отправляемся  на прогулку по третьей шикарной улице Мюнхена, идущей от центра города на восток к реке Изар, – Maximilianstraße.  Две первых - это Brinnerstraße, идущая на запад, и Ludwigstraße, идущая на север. Впереди ещё будет четвёртая – Prinzregentenstraße.

Максимилиан II

В 1848г. король Людвиг I отрекается от престола в пользу своего старшего сына Максимилиана II, который в 37 лет становится королём. Ещё будучи кронпринцем, Макс II планировал развивать город на восток, застраивая высокий берег Изара и разбивая здесь парки и аллеи. Уже в 1839г. он начинает конкретизировать эти идеи. Он хочет провести улицу и построить грандиозное здание национального значения. При этом выполнить всё это в совершенно новом стиле, в котором будет синтезировано всё лучшее из других стилей и в то же время будет современно, дёшево, красиво и удобно. Обо всём этом шла переписка с видными архитекторами того времени.

Став королём, Максимилиан II  вплотную приступил к реализации своих замыслов. В 1850г. Академия Художеств объявлет международный конкурс на строительство высшего образовательного и учебного заведения. Срок окончания подачи проектов на конкурс был назначен 23.09.1852г. В конкурсе победил берлинский архитектор Wilhelm Stier, но король предпочёл проект Фридриха Бюркляйна (Fridrich Bürklein). Он назначается главным архитектором короля. Ему поручается руководить  разработкой фасада Maximilianeum и разрабатывать проект всей улицы. Больше того, он становится автором нового стиля. Под его руководством, по заданию короля, архитекторы должны были разрабатывать образцы фасадов зданий, беря за образец английскую новую готику. Уже 8.10.1853г. король получает план новой улицы с типовыми фасадами в новом архитектурном стиле. К 1854г. было снесено всё, что мешало началу работ, и началось строительство новой улицы. Руководителем работ был назначен городской инженер Arnold von Zenetti.           

Здание бывшего Национального музея Баварии

Новая улица должна была состоять из трёх основных частей. Первая часть, ближайшая к центру города, представляет собой чередование жилых и торговых домов или их комбинаций. Такой тип домов, по мнению короля, сделает улицу оживлённой. Никаких административных зданий в этой части улицы не должно быть.            

Следующая, вторая часть улицы, представляет собой некий Форум по примеру Елисейских полей в Париже или Unter den Linden в Берлине. Здесь улица должна быть значительно расширена, чтоб   можно было разместить фонтаны, скульптуры, насадить зелень и водрузить какую-нибудь античную колонну.    

И третья часть - улица заканчивается  стоящим за мостом на высоком берегу Изара огромным зданием в новом стиле. Это Воспитательный институт или Maximilianeum. Строился он, согласно воле короля, по проекту Фридриха Бюркляйна, соответственно в новоизобретённом им архитектурном стиле. Король Макс II лично уложил первый камень фундамента 5 октября 1857г.     

Вид Maximilianstraße  в начале XX века

Во время строительства вносились существенные изменения проекта,  в том числе продолжалась критика нового стиля. В конце концов, незадолго до своей смерти, король вынужден был согласиться на замену остроконечных арок круглыми в стиле нового ренессанса, которые мы и видим сегодня. А как известно, эти слегка остроконечные, почти готические арки, являлись основой нового стиля. Таким образом, эта замена арок означала, что здесь этот Maximiliansstil начинался, здесь же он закончился. Окончательно здание было достроено в1874г. До 1918г. в нём находился Образовательный Фонд и королевская школа пажей, по сути дела офицерское училище.         

Maximilianeum с высоты птичьего полёта

Выглядит здание весьма эффектно. Стоит на высоком берегу, с широкими подъездными путями. Средняя часть слегка вогнута, а боковые павильоны прямые. Этим создаётся объёмность фасада. Весь фасад  здания заполнен произведениями искусства. На средней высокой башне стоит  богиня победы Ника сразу с двумя венками. Между верхними и нижними аркадами установлено 22 бюста мудрецов, писателей, учёных, философов, политиков (Гомера, Пифагора, Франциска Ассизского, короля Густава II Адольфа, Александра Македонского, Аристотеля, Перикла  и др.). Этими авторами была как бы заявлена прoграмма будущего учебного заведения.    

Maximilianeum

На центральной башне под богиней победы расположены три мозаичные картины. На средней, самой большой, показано, как герцог Людвиг Баварский, бывший также всегерманским императором, в 1330г. закладывает монастырь Ettal. Этим подчёркивалось, что набожность занимала у правителей Баварии важное место.    

Во время войны здание сильно пострадало от бомб. После восстановления и достройки здания с 1949г. здесь заседает Баварский ландтаг (парламент), который снимает это здание у его владельца  Университета Людвига – Максимилиана.

Швабинг

Маршрут: Giselastraße – Königinstraße – Nikolaiplatz – Werneckstraße -  Katholische Akademie – Kirche St. Sylvester – Münchener Freiheit – Keiserstraße – Kirche St. Ursula – Friedrichstraße – Akademiestraße       

Человек на прогулке по Leopoldstraße

Начинаем нашу прогулку по Швабингу (Schwabing). Когда сегодня хотят рассказать об  этом районе Мюнхена, расположенном к северу от центра города, то прежде всего  вспоминают, что на грани 19-20 веков это была богемная часть города.

Здесь жили и  тусовались многочисленные представители различных видов искусств,  учёные и политики.   Назову несколько известных имён. Братья Манн, Генрих и Томас. Поэт Рильке. Русские художники: Василий Кандинский, Александр Явленский, Марианна Верёвкина. Архитекторы, с  которыми встретимся на данной прогулке, Теодор Фишер (Theodor Fischer) и Аугуст Тирш (August Thiersh).

Швабинг на несколько столетий старше самого Мюнхена. В городском архиве  находится летопись, в которой имеется запись о том, что баварский герцог Tassilo III в 782г. подарил Швабинг своему сыну. Дальше известно, что с 9 по 13 столетие на пересечении  современных улиц Haimhauserstraße и Occamstraße стоял небольшой замок, где жил владелец  Швабинга. 

Окончательное присоединение Швабинга к Мюнхену происходит в 1890г., когда он делается  одним из районов города. Швабинг тогда насчитывал 12000 жителей. Начинается бурный рост этого района. Это происходит во время правления принца-регента Луитпольда. Мюнхен  делается центром искусства всей Германии. И большинство этих деятелей искусства жили и  трудились в Швабинге.

Возникали новые направления в искусстве, литературе и архитектуре.  За тот короткий промежуток времени, порядка 20 лет, что шла застройка Швабинга, архитекторы  создали весьма своеобразный район. Вы нигде, кроме Швабинга, не встретите такого  количества разнообразных зданий, выполненных в стиле модерн  (Jugendstil). Здесь надо  бродить самому. За каждым поворотом вас ждёт что-то особенное, оригинальное и совсем  неожиданное. Кроме того, не забывайте, что Старый Швабинг граничит с Английским садом, что  всегда позволяет во время прогулки сменить архитектуру улиц на зелень аллей. 

Идём от центра города по Königinstraße Справа видим Ветеринарную академию с фонтаном в  виде огромного бронзового змея, дальше университетская  школа верховой езды. И, наконец,  слева видим что-то необычайное – огромный жёлтый дворец с фасадом, украшенном  колоннами, и сзади него за высокой металлической оградой просторный зелёный парк.  Это  здание принадлежит администрации страхового общества Allianz, основанного в 1880г.

Дальше отправляемся на площадь Nikolaiplatz. История этого места такова. В XIV веке граница  между землями Мюнхена и Швабинга проходила на месте современной улицы Nikolaistraße. Европу тогда сотрясали голод и эпидемии. И вот тогда на этой границе для безопасности  граждан Мюнхена был устроен санитарный контроль – дом для прокажённых – Лепрозорий   (Leprosenhaus).  Для этих особо опасных больных проказой в 1467г. была построена церковь св. Николая.

Во  время 30-летней войны Швабинг сильно пострадал. Была разрушена и церковь. Потом она была восстановлена в новых формах. В 1819г. Лепрозорий был закрыт, а в 1856г. разрушено и само  здание. С 1867г. церковь St. Nikolai делается филиалом основной церкви Швабинга St. Ursula. А в 1898г. церковь св. Николая была разобрана, и на этом месте стали строить доходные дома.  Но само название площади Nikolaiplatz сохранилось.  

Seidl-Villa

Здесь же на Nikolaiplatz в зелёном садике стоит Seidl-Villa. Её по заказу дальних   родственников в 1904-05г. строил архитектор Emanuel von Seidl. Архитектура этой виллы определяется как немецкий ренессанс с   элементами Jugendstil.

Эта вилла много раз меняла своих владельцев. Был здесь и  нацистский гауляйтер, были и американцы. Был здесь и Goethe-Institut. А в 1963г.  новый   владелец хотел снести её и на этом месте построить шестиэтажный деловой центр. Бюргеры провели ряд демонстраций и было собрано 16 тыс. подписей, чтобы сохранить виллу и сделать   эту зону прогулочной. Вот теперь и мы можете здесь погулять и полюбоваться этой виллой с несимметричной архитектурой. По имени её архитектора вилла носит название – Seidl-Villa

Отправляемся дальше к Католической Академии (Katholische Akademie). Эта Академия была   основана 1 февраля 1957г. и занимает довольно солидную территорию Старого Швабинга.  Вся территория Академии окружена высоким забором и стенами зданий, поэтому попасть внутрь можно только перед Новым годом, когда здесь устраиваются праздники.

От Nikolaiplatz удобно сразу пойдти по улице Werneckstraße. Примерно посреди этой небольшой   улицы справа видны решётчатые металлические ворота, которые позволяют заглянуть на   территорию Академии. Здесь мы видим дворец – Schloss Suresnes, который тогда называли    Северным Версалем. Его построил в 1715-1721г. придворный архитектор Johann Gunezrainer для Кабинет-секретаря курфюрста Макса Эммануеля  Франца Вильгельма.

Сворачиваем на Mandlstraße Эта улица идёт параллельно каналу – Schwabinger Bach, котoрый является границей между Швабингом и Английским садом.  Рыть этот канал начали в 1689г. под руководством архитектора Enrico Zucalli по распоряжению курфюрста Макса Эммануеля. По этому каналу доставлялись строительные материалы на север, где строились дворцы, сначала Schloss Lusthaim, а потом Schloss Schleissheim.

И наконец мы выходим к центральному входу в Католическую Академию. Справа от   входа застыл огромный каменный Лев с отбитой нижней челюстью. Это тот самый Лев, что   сохранился от дворца Виттельсбахов на Brinnerstraße, в котором было первое гестапо. Теперь этот Лев служит памятником одному из пасторов, погибшему в лагере Дахау. Немного дальше за   Львом,  вы видите сохранившийся старейший в Швабинге двор – Viereckhof. 

Церковь St. Sylvester. Башня высотой в 800 лет

Следующий объект нашей прогулки церковь св. Сильвестра – kirche St. Sylvester. Имеются три важные причины,  обязывающие нас посетить эту церковь. Во-первых, эта церковь стоит на том самом месте откуда начинался Швабинг. Именно здесь в 782г. был устроен монастырь. Строения его были самые простые, из дерева и глины,   но этот монастырь дал толчёк развитию хозяйства Швабинга. Тогда же недалеко от этого места   на реке была поставлена мельница. Мы просто должны постоять на таком историческом месте.
Во-вторых,  церковь совершенно необычайна своей планировкой. Принято, что каждый   последующий новый вариант церкви строится на месте снесённой ранее здесь существовавшей, устаревшей. Эта же церковь состоит сразу из её трёх последовательных вариантов планировки. В-третьих, это одна из древнейших церквей Мюнхена и поэтому здесь собраны многочисленные религиозные произведения искусства. 

Налюбовавшись всем тем, что находится в церкви св. Сильвестра, отправляемся дальше в сторону площади под названием Münchener Freihеit. Первое, что мы видим сразу за церковью,   это школа. Построил её в 1897г. архитектор Теодор Фишер. Вход в  школу оформлен в виде   шикарного портала, который может служить украшением не только школы, но и рыцарского   замка.

Чуть позже и немного дальше на Elisabetplatz 4 Теодор Фишер строит ещё одну школу-гимназию, гораздо больших размеров и замысловатее архитектурно оформленную. Во   время правления  принца-регента Луитпольда в Мюнхене строится порядка двадцати грандиозных школ и гимназий, действующих и сегодня.

Итак, перед нами площадь Münchener Freiheit. Здесь сходятся три магистральных   дороги. Одна из центра города – Leopoldstraße. Дальше она переходит в Ingolstädterstraße и ведёт на   север к Нюрнбергу. Третья улица – Ungererstraße, как и в средние века, ведёт к Freising. Эта   площадь пользовалась популярностью в Мюнхене ещё в середине XIX века. Было модно   отправиться гулять по Английскому саду и дойти до Швабинга.

Церковь St.Ursula

Дальше мы двинемся по улице Kaiserstraße. Это очень красивая улица, застроенная небольшими   особняками. Здесь нет ни одного магазина. Это я сообщаю для того, чтобы вы не ошиблись и   не пошли по параллельной улице – Hohenzollernstraße, которая вся состоит из магазинчиков и   бутиков. Если вы гуляете с подругой, то дальше этой улицы уже никуда не уйдёте. Kaiserstraße  ещё известна тем, что именно здесь на угол с Wilhelmstraße  в 1940г. на Мюнхен упала первая бомба.

Kaiserstraße выводит нас на Kaiserplatz. Здесь находится ещё одна замечательная церковь  Мюнхена, посвящённая св. Урсуле  (St. Ursula). Автор проекта этой церкви August Thiersch (1843-1916). Он был профессором технического университета, специалистом по пропорциям   античных сооружений.

карикатура: Herr Meyer экспроприирует

Яркий итальянский фасад церкви св. Урсулы виден с любой точки Fridrichstraße.  Её башня высотой в 64м с венецианской пирамидой наверху переносит нас в эпоху  ренессанса. Здесь в этой церкви вы можете на себе испытать гармонию соотношений размеров   зала и почувствовать, что такое соразмерность.    

Прежде чем окончательно покинуть Kaiserstraße, ещё один фактик. Именно на этой улице в  1900г. под фамилией Meyer жил Ленин c Крупской. В это время Ленин писал «Что делать?». Это находясь в процветающей Баварии при успешной южно-германской демократии. 

Украшением Швабинга и гордостью его жителей являются дома, выполненные в стиле модерн  – Jugendstil. Один из основателей этого стиля Hermann Obrst жил в Швабинге. Здесь же жил Julius Dietz и другие художники, внедрявшие этот стиль.  

Georgenstraße 10

Выйдем на Georgenstraße Тут  привлекают  внимание дома под номерами 8 и 10.  Дом 8 – это дворец – Pacelli-Palais. Строился он для папского нунция, который сам   потом стал папой. Строил дворец архитектор Josef Hölzle в 1880-81г. в стиле нового барокко.   Здесь есть всё: купола, лоджии, эркеры, колонны, скульптуры, мозаичные картины на античные темы.             

Дом 10 –  образец мюнхенского Jugendstil. Строил и перестраивал  здание с 1890г. по   1903г. архитектор Fiechter. Заказал это здание египтолог Wilhelm Bissing  для себя и своей   коллекции египетских древностей. Дом украшен медальонами с портретами знаменитостей,  подобранных самым произвольным образом. Здесь Шиллер, Рафаэль, Донателло, Софокл.

Habsburgerplatz

Осталось по Leopoldstraße дойти до Akademiestraße, на которой расположена Академия Изобразительных Искусств  (Akademie der Bildenden Künste). Эта Академия была   основана королём Максом I в 1808г. В ней должны были готовить художников, скульпторов,   литейщиков, архитекторов и  представителей других творческих профессий.

Какое-то  время различные ателье Академии находились в Glaspalast. Наконец в 1873г. Баварский   Ландтаг выделил деньги на строительство отдельного здания для этой Академии. Деньги были   взяты из  репатриаций, полученных от Франции в результате войны 1871г. Тогда и началось   строительство отдельных фрагментов этого здания. Закончил строительство здания Академии   архитектор Fridrich von Thiersch в 1909-12г.     

Академия Изобразительных Искусств

Здание выполнено в стиле нового ренессанса и при первом взгляде на него возникает мысль,   что это королевский дворец. У входа в Академию на высоких постаментах скачут два бронзовых брата Диоскуры - Кастор и Полидевк, которых выполнил скульптор Widnmann в   1886г.

Братьев Диоскуров чтили и в Греции и в Риме как богов. Они защитники от всех   опасностей, покровители гостеприимства. А история их такова. Женой царя Спарты Тиндарея   была Леда, славившаяся своей дивной красотой.  Естественно, что в неё влюбился Зевс,   очень влюбчивый был Бог. Для первого знакомства, зная жалостливую женскую натуру, Зевс   пошёл на хитрость. Он изобразил из себя Лебедя, за которым гонится когтистый Орёл. Леда из   жалости прикрыла несчастного Лебедя своим телом. Короче говоря, она родила от Зевса сына.   Другой сын был от мужа -царя. Получилось, что Полидевк был бессмертен, а Кастор, как   всякий человек, смертен.  Братья безгранично любили друг друга. В их очередном бандитском набеге Кастор был смертельно ранен и соответственно должен был отправиться в мрачное   царство Аида. Но другой брат ни за что не хотел с ним расставаться. Зевс нашёл   компромиссное решение и сделал так, что братья один день вместе проводят на Олимпе, но на   другой день опять же вместе отправляются в царство мёртвых. И так до сегодняшнего дня.           

Вот и эта прогулка по Швабингу закончена. Я постарался заинтересовать вас этим районом Мюнхена. А дальше сами – вперёд.

Путеводитель по Мюнхену с еврейским уклоном. Часть 2

Имеет не столько хронологический порядок, сколько топографический.
В основу текста положена экскурсия, проведенная Ниной Сафьян
.    

На том месте, где сейчас находится Mоrris Apotheke, стояло двух- или трехэтажное здание. На втором этаже жила семья торговца Бердхаймера (Berdheimer), который был ортодоксальным евреем и в доме которого собирались евреи для молитв. Это был дом, где в 1915 году 39 евреев организовали еврейскую религиозную общину Мюнхена, которая существует и по сей день.

Посмотрите - Таl 19 - Kalterhaus - Goldene 19. Наверное только очень старые мюнхенцы помнят, что на этом месте находился небольшой магазин одежды для мужчин и юношей, владельцами которого была семья Кальтер. Хозяйка заведения, фрау Кальтер, очень быстро могла определить, насколько богат тот человек, который пришёл что-то покупать. Мюнхенцы знали, что здесь ни одна вещь не стоит дороже, чем 19 марок. Так интересно владелица в целях рекламы обыграла номер этого дома. Если фрау Кальтер видела, что пришёл очень бедный покупатель, она могла отдать ему предмет одежды совсем дешево или просто даром.

В 1938 году семья Кальтер попала в Освенцим. Сын их, к счастью, успел уехать раньше, в 1936 году ему удалось уехать в Нью-Йорк, там он основал магазин, стал очень успешным торговцем и получил в свое время премию от мэра Нью-Йорка за инициативу организации мемориала холокоста в Нью-Йорке. Господин Марк Кальтер приезжал потом в Мюнхен и выступал с докладами. Но жаль, что здесь нет никакого упоминания о трагической судьбе его родителей.

Со временем помещение на улице Таль 13 становилось все более тесным. В начале 19 века появились законы, которые несколько улучшили положение евреев и их все больше и больше появлялось в Мюнхене. Надо сказать, что Виттельсбахи тогда тоже очень лояльно относились к евреям. В 1815 году Max Josef Виттельсбах издал так называемый Judenedikt, он состоял в основном из ограничении и запрещений, но все-таки права евреев расширялись, их положение улучшалось, поэтому все больше их приезжало в Мюнхен. И все больше их приходило в небольшое помещение на Tal 13.

Max Josef  Виттельсбах дал разрешение на постройку  первой в Мюнхене настоящей, достаточно большой, синагоги. Вот здесь на Westenriederstraße - сейчас здесь пустое место, паркплац - но вот здесь находилась эта синагога - Westenriederstraße 10 или 12. Aрхитектором ее был известный королевский архитектор Metivier, он построил много интересных сооружений.

Синагога не бросалась в глаза, она была построена в классическом стиле и мало отличалась от окрестных зданий. Может быть, это было сделано специально - трудно сказать. Но совершенной сенсацией было появление на празднике в честь открытия синагоги короля Людвига I и королевы Терезии. Они принесли в подарок две большие вазы, которые находились в центре синагоги возле молельного шкафа, и подарили несколько колонн из знаменитого мрамора с озера Tegernsee. Открытие синагоги было очень большим праздником, в котором участвовали не только евреи. Дворцовая капелла пела специально написанный гимн. Гимн написал тоже придворный композитор, который дирижировал этой капеллой.
     
И со временем в синагоге появился орган и хор, что было не особенно в рамках еврейской традиции. О чем это говорит? О том, что евреи всегда проявляли лояльность по отношению к правителям той страны, в которой они жили, по отношению к народу, рядом с которым они жили. Орган и хор - это скорее атрибуты католической христианской службы.  Но евреи очень хотели показать Виттельсбахам в Мюнхене, что они являются их самыми лучшими подданными, что они выполняют все законы и предписания. Они очень хотели жить так, чтобы получить равные со всеми права, но это удалось им значительно позже.     

мемориальная доска

Эта доска говорит нам очень мало. Можно показать фотографии и рассказать. Но тот случайный прохожий, который случайно увидит эту доску не узнает никогда, что на этом месте стоял один из самых больших магазинов Мюнхена. Он назывался по имени хозяина магазина Uhlfelder, так он выглядел в то время. Макс Ульфельдер происходил из семьи, которая поселилась в Мюнхене примерно за 100 лет до этих событий, его предок Абрам Ульфельдер был членом правления еврейской общины Мюнхена; он был одновременно ортодоксальным евреем и был страстным патриотом Баварии и Мюнхена - оба эти качества передались его потомкам, в то числе, и владельцу магазина Максу Ульфельдеру. Они очень любили свой город, они очень любили Баварию. Магазин Ульфельдера был известен еще и тем, что хозяин создал очень хорошие условия труда. Он ввел в воскресение выходной день для всех служащих. Это был первый магазин в котором появился эскалатор. Это был магазин, в котором появился маленький зоопарк, для того чтобы дети покупателей могли увидеть этих животных и даже их погладить. Торговые площади достигали 5000 кв. метров - по тем временам это был огромнейший магазин. В ночь на 10 ноября 1938 года магазин был разграблен, так же как большинство еврейских магазинов во всем городе и во всей стране.

Мы говорили уже, что приказ о погромной ночи исходил из старой ратуши. 9 ноября 1938 года там собралось руководство фашистской партии во главе с Гитлером, для того, чтобы отметить 15 летний юбилей со дня начала первого путча, который провалился в Мюнхене 9 ноября 1923 года. Каждый год отмечали годовщину со дня начала этого путча, а в 15-летний юбилей собралось особо представительное общество в зале старой ратуши. Примерно в 10 часов, незадолго до того, как Гитлер должен был выступать с речью, пришёл офицер с каким-то сообщением, Геринг, Геббельс  и Гитлер пошептались между собой. Гитлер поднялся и ушёл в свою квартиру на  Prinzregentenstraße, а Геринг разразился речью и призвал к oрганизованному погрому еврейских магазинов по всей стране. Поводом был выстрел в Париже 17 летнего еврея Герша Гриншмана. Был убит немецкий дипломат.

Почти 100 евреев погибли в эту ночь в Мюнхене. Большинство были арестованы и доставлены в Дахау. Особенно циничным мне кажется то, что еврейская община должна была заплатить потом как  штраф миллиард марок, чтобы ликвидировать последствия этой ночи,  убрать стекло из разбитых витрин и привести город в порядок.

Господину Ульфельдеру после войны предлагали большие деньги за этот участок. Он вернулся в свой любимый город и увидел, какая страшная развалина на месте его магазина. Но он так любил свой город несмотря ни на что. Он продал за небольшую цену этот участок  городу Мюнхену, который как раз собирался увеличить площадь своего городского музея. И на этом месте, где стоял магазин Ульфельдера, сейчас находится отдел под названием «Национал-социализм в Мюнхене», там постояннодействующие выставки, там всегда много экскурсий - и это очень символично.
   
Улица, которая называется Löwengrube, интересна тем, что далеко не все номера на ней есть. Вы не увидите здесь номер 20 и 23, эти дома были разрушены во время войны. Здесь много лет жили богатые еврейские семьи. Вот Aufhäuser – Privatbank. Это богатая еврейская семья, которая владела этим банком еще до войны (обратите внимания на то что еврейская община Мюнхена до сих пор хранит здесь свои средства).

Перед самым началом войны произошла так называемая ариизация, т.е. у еврейских владельцев, которые очень успешно вели свое дело и очень много делали для поддержки Мюнхенских организаций - университетa, зоопаркa, больниц - банк этот был отобран и передан немецким владельцам - это и называлась ариизация. После войны вернулись прежние владельцы или их наследники, и банк Aufhäuser стал опять частным банком и работает успешно до сих пор.    

Здесь находилось также здание, где жил Генрих Коган - хозяин магазина, который торговал тканями, кружевами, замшей. Магазин тоже был отобран и передан немецким хозяевам - семье Loden Frey. Они забрали и магазин господина Когана, и его дом. Вот сейчас их огромный магазин - очень известный и достаточно успешно работающий.

Nanette Kalla

Еще раньше примерно в 18 веке здесь жила самая красивая еврейка Мюнхена - вот ее портрет - Nanette Kalla - красивая Нанни, как называли ее жители. Она была настолько красива, что король Людвиг I поручил своему придворному художнику Штиллеру сделать ее портрет и поместить его в галерею красавиц  в Нимфенбурге. Это один из самых любимых портретов, потому что именно это изображение находится на табакерках, чашках и другой сувенирной продукции, которая производится в Нимфенбурге бывшей королевской мануфактурой. Таким образом, на этих сувенирных изделиях Наннете Калла вошла в дома настоящих мюнхенцев, старых мюнхенцев - на старой посуде ее портрет. Когда она шла по улице, все прохожие останавливались и смотрели на нее.  Люди, которые ее знали, говорили, что очень жаль, что не видно на этом портрете, какие красивые были у нее руки, необыкновенной красоты крошечная ножка. Нанетте Калла вышла замуж за Соломона Гейне - дальнего родственника поэта Гейне. Соломон Гейне был представителем одной из оптовых фирм Гамбурга. Потом молодые переехали сюда, в дом на Lövengrobe 20, и жили здесь до смерти господина Гейне. Затем Нанетте Калла переехала в свой дом на Глюкштрассе и осталась достаточно бедной вдовой. Умерла и похоронена на старом еврейском кладбище. Но сохранились воспоминания ее родственников, они писали, что она была до самой смерти необыкновенно красивой женщиной.

На этом месте был убит Kurt Eisner

На этом месте в феврале 1919 года был убит Kurt Eisner. Это был еврей, происходивший из семьи, в свое время приехавшей в Германию из Галиции. Kurt Eisner попал в Мюнхен из Берлина, т.е. мало того, что он был евреем, он был еще и берлинским евреем.
   
Он был литератором, достаточно далеким от иудаизма, никогда в жизни не был ортодоксальным евреем и вообще считал себя атеистом. Он был убежденным пацифистом, им он стал после участия в первой мировой войне. В Мюнхене он занимался литературной деятельностью, работал в редакции одного из журналов. Но сложилось все так, что 7 ноября 1918 года -  ровно через год после начала Октябрьской революции в России - социалистическая революция произошла в Мюнхене и Баварскую социалистическую республику возглавил Kurt Eisner. Этим был, кстати, очень доволен Ленин, он прислал приветственные телеграммы. Ленин считал, что мировая революция или почти победила, или уже победила. Но революция эта была, как и все остальные революции бессмысленной. В состав революционного правительства входили в основном литераторы, тоже, кстати, евреи, происходившие из России, Густав Ландауер, Евгении Левине и другие соратники Айснера.

Ситуация в Мюнхене тогда была очень тяжелой, солдаты, вернувшиеся с фронтов первой мировой войны, были в ужасном состоянии, экономика была в совершенном кризисе, цены были невероятно высокими.

Некоторая часть населения Мюнхена поддержала эту республику, но в основном люди увидели, что крушение монархии - полное изменение строя, т.е. крушение их основных жизненных ценностей - связано опять с евреями и это было толчком к огромному росту антисемитизма.

Kurt Eisner довольно быстро понял, что цели революции не достигнуты и не могут быть достигнуты. В феврале 1919 года он шёл к зданию Landtag (оно находилось тогда немножко дальше на Praanerstraße), в кармане у него было заявление об отставке. На этом месте его убил граф Антон Арка (графу тогда было 23 года, он происходил со стороны матери из еврейской семьи Апфенхаймер, которая крестилась еще в 17 веке).
   
В глазах тех, кто входил вместе с ним в так называемое "toll" общество граф Арка оставался евреем. И для того чтобы доказать, что он не еврей, он убил еврея Kurt Eisner – здесь, на этом самом месте. Граф Арка получил срок, который он отсидел в люксус- камере. Сначала это был пожизненный приговор, потом его сократили до 8 лет, в итоге он отсидел 3 года и вышел на свободу в 23 году.

Его место в люксус-камере занял Адольф Гитлер. Как раз в это время баварский суд приговорил его к заключению после провала первого путча. Гитлер занял камеру, из которой был выпущен граф Арка, и написал там книгу „Mein Kampf“.     

Это здание похоже на дворец, жители Мюнхена его так и называли: дворец еврея Bernheimer. В начале 20 века семья Бернхаймер построила это здание, одно из первых такого назначения в Мюнхене. Внизу находился огромный магазин и склад, а наверху были помещения, в которых жила эта семья. Здание было и по тем временам очень красивое, его строил замечательный архитектор Tirsch, тот, который построил дворец юстиции.

Эта семья организовала раньше всех в Германии торговлю товарами с востока, например, персидские ковры Отто Бернхаймер получал прямо из Персии. У главы семьи было особое коммерческое чутье и хороший художественный вкус. Он понял раньше других, как со временем будет выгодно продавать антиквариат, который в свое время, когда его покупал по низкой цене Бернхаймер, казался просто старой рухлядью.

Когда нацисты пришли к власти, им тоже понадобилось украшение их зданий, но в тоже время был и закон, запрещавший членам партии NSDAP что-то покупать в еврейских магазинах. Геринг, который был страстным коллекционером и очень хорошо разбирался в антиквариате и в искусстве, приходил с черного хода, и это было большой тайной - то, что он что-то покупал у господина Бернхаймера, но он все-таки был одним из его клиентов.

В ночь на 10 ноября, погромную ночь, в 1938 году господина Бернхаймера и трех его сыновей забрали в лагерь Дахау и несколько грузовиков вывезли самое ценное из магазина и склада. К счастью, один из сыновей Бернхаймера был консулом Германии в Мексике и жена этого консула фрау Бернхаймер сообщила в Мексику о том, что произошло. Немедленно из Мексики была послана телеграмма правительства о том, что там задержат 12 немцев, занимающих видное положение и предпримут другие меры, чтобы сохранить дипломатическую неприкосновенность Отто Бернхаймера - только это и помогло членам семьи Бернхаймера через 3 или 4 дня уйти из лагеря Дахау и это послужило толчком к их эмиграции. Условия для них фашистское правительство создало ужасные, нужно было заплатить огромный налог, тем не менее, они уехали сначала в Венесуэлу, потом в Чили, потом в Америку.

Восемь членов семьи Бернхаймер остались в Мюнхене, из них трое умерли своей смертью, а 5 покончили жизнь самоубийством, когда поняли, в какую страшную ловушку они попали.

Это здание очень долго реконструировалось, его вернули наследникам, но они потом его продали, сейчас здесь находятся галереи и офисы, а внук господина Бернхаймера имеет антикварный  магазин на Променаденплац.

Окончание