Афиша

Общественный транспорт Мюнхена на сайте MVV

Как доехать

Фонтаны Мюнхена

Козьма Прутков был абсолютно прав, когда говорил, что нельзя объять необъятное. Совершенно ясно, что под этим он подразумевал фонтаны Мюнхена. Действительно, столько фонтанов украшает город, что о них надо писать собрание сочинений, а не главу в книге. Мне остаётся в такой ситуации по своему выбору показать несколько фонтанов, чтобы всё-таки дать представление о том, как дух и колорит Мюнхена отразился в его фонтанах. Вся проблема не слишком увлечься и вовремя остановиться.

фонтан Виттельсбахов

Начну с двух грандиозных фонтанов, о которых просто невозможно не рассказать и которые имеют абсолютно одинаковое название – фонтан Виттельсбахов (Wittelsbacher Brunnen).
        
Первый фонтан смотрит на Lenbachplatz, а сзади него - зелёный массив Maximilianplatz с многочисленными скульптурами. Этот фонтан был сооружён в память о том, что в 1888г. в город был проведён водопровод с чистой горной водой. После этого с эпидемиями в Мюнхене было покончено. Ранее загрязнённая вода способствовала быстрому распространению эпидемий. Последние эпидемии холеры в городе были в 1854-55г., когда умерло 3000 человек, в том числе королева, и в 1873-74г.

Это место для фонтана выбрал лидер среди художников Мюнхена Franz von Lenbach, а автором фонтана был лидер среди скульпторов Adolf von Hildebrand, победивший на конкурсе, объявленном в 1888г. среди скульпторов Мюнхена. Работа по изготовлению фонтана была весьма сложной. Особенно трудно было изготовить две огромные мраморные скульптуры, каждая из которых 4м в длину и 3м высотой. Одна доставка таких каменных блоков чего стоила. К тому же надо было изготовить гипсовые модели в масштабе 1:1. Работы по мрамору были начаты в 1893г. и уже в 1895г. закончены.

Подробнее...

Замок Нойшванштайн

Расположенный на отвесной скале с видом на горное озеро замок Нойшванштайн (Neuschwanstein) – один из самых узнаваемых архитектурных проектов в мире. Как часто бывает, за красивой картинкой прячется нелёгкая судьба короля-мечтателя. Заплатив ранней и крайне загадочной смертью, король Людвиг II создал самый известный символ Баварии, притягивающий, несмотря на своё отдалённое местоположение, свыше миллиона посетителей в год.

Несмотря на солидный объём здания, из 110 комнат замка лишь 16 были когда-либо завершены.
Король Людвиг II жил в непростое время: он правил Баварией тогда, когда королевская власть постепенно ослабевала. Когда Бисмарк объединил Германию, королю Людвигу даже пришлось присутствовать на церемонии объявления Вильгельма I императором. На выделенное ему жалование король почти полностью отошёл от политических дел и сконцентрировался на осуществлении двух своих увлечений: строительстве сказочных замков и на музыке Вагнера. В необычайном замке Нойшванштайн (Neuschwanstein) смешались оба увлечения короля. За свои фантазии и нестандартный быт король Людвиг заплатил ранней смертью, обстоятельства которой не разгаданы до сих пор.

Замок Нойшванштайн в тумане.

Нойшванштайн – не единственный замок, который построил Людвиг II. В стиле рококо был построен небольшой дворец Линденхоф (Lindenhof). Кроме того, в окрестностях Мюнхена король построил немного увеличенную копию Версаля – дворец Херренхимзе (Herrenchiemsee). Из всего проекта было построено только центральное крыло. Ещё были запланированы дворцы в византийском и китайском стиле и романтический замок в местности Альгой на юго-западе Баварии.

Кульминацией всей строительной деятельности короля, без сомнения, стало строительство замка Нойшванштайн в предгорье Альп. Будущий король родился и вырос во дворце Хоэншвангау (Hohenschwangau), расположенном на скале в одноименном городке. Позже на скале на противоположной стороне города на отвесной скале в окружении высоких гор и с видом на озеро Альпзе (Alpsee) будет построен замок Нойшванштайн.

Вид из замка Нойшванштайн на окрестности. Слева - озеро Альпзе, справа - замок Хоэншвангау, в котором вырос король Людвиг Второй.

Раньше на этом месте уже находились другие строения. Замки Хинтерхоэншвангау и Фордерхоэншвангау (для простоты я объясню эти названия как «ближний Хоэншвангау» и «дальний Хоэншвангау», которые, в свою очередь, указывали на расположенный рядом городок Хоэншвангау) сохранились лишь в виде руин, которые были разобраны в самом начале строительства Нойшванштайна. При строительстве Нойшванштайна король хотел воплотить свою мечту о рыцарском замке в стиле средневековья, поэтому строение совмещает в себе черты романской и готической архитектуры.

Девятнадцатый век, особенно первая его половина, в искусстве считаются эпохой расцвета романтизма. Именно под влиянием романтизма стало популярным переделывать средневековые немецкие замки в более романтичном духе средневековья, делая акцент не на оборонных свойствах, которые в то время уже давно вышли из употребления, а именно на эстетической красоте замка и его округи. Так, например, замок Хоэншвангау, в котором родился будущий король Людвиг II, был построен в начале 19 века в смешении исторических стилей именно под влиянием идей романтизма.

Замок Нойшванштайн строился, начиная с 1868 года. Король поселился в замке лишь в 1884 году, когда были готовы несколько первых комнат, но и с тех пор работы по оформлению интерьеров не прекращались до самой смерти короля в 1886 году.

Интерьеры дворца выполнены в смеси различных архитектурных течений, в основном, конечно, готики, свойственной, в частности, тем дворцам, которые посетил король Людвиг во время своих ознакомительных поездок по Англии и Шотландии. Людвиг II лично утверждал каждую деталь интерьера. Он так пристально следил за строительством, что, по сути, проживал в Нойшванштайне с 1873 года, когда были построены первые надвратные помещения и в них было оборудовано жильё для монарха.

Мост Мариенбрюке был построен в то же время, что и замок Нойшванштайн. Именно с него делают самый знаменитый кадр замка.

Внутри замка фотографировать запрещено. В общем, снимать внутри замка совершенно нечего. Интерьеры выполнены в чётком соответствии с фантазиями короля и не имеют никакой исторической или художественной ценности. Помещения напоминают сказочный дворец, с ярко раскрашенными колоннами, фарфоровыми лебедями и большим количеством разностилевых украшений и финтифлюшек, которые вкупе образуют китч. У короля были большие планы по поводу замка, но ввиду скоропостижной смерти монарха из 110 комнат были оформлены лишь 16.

Интерьеры тронного зала. Из официального источника.

Король Людвиг Второй знаменит в Баварии двумя вещами – страстью к сказочным замкам и фанатичным увлечением музыкой Вагнера. Именно так – первую оперу Вагнера, «Лоэнгрин», король услышал в возрасте 15 лет и с тех пор поклялся себе любой ценой завлечь Вагнера в своё королевство. Это оказалось несложно, так как Вагнер был вечным должником и потому вынужден был с завидной регулярностью убегать от накапливавшихся долгов в другую страну. Только приехав в Баварию по приглашению Людвига II, Вагнер поселился надолго. Король стал патроном композитора и в кругах современных искусствоведов считается, что именно благодаря финансированию Людвига II, Вагнер закончил и впервые показал оперу «Тристан и Изольда», а также написал свою последнюю оперу «Парсифаль».

Жилые покои короля. Из официального источника.

Спустя уже шесть месяцев жизни в столице, Вагнер так взбудоражил политическую жизнь города, что парламент вынудил короля выгнать Вагнера из Мюнхена, после чего Вагнер переехал в Байройт, где вскоре построил ныне знаменитый на весь мир оперный театр. Часть денег на строительство театра король Людвиг выделил из собственной казны.

Избавившись от Вагнера, король не переставал восхищаться его операми. Его увлечение нашло выход в оформлении интерьеров замка Нойшванштайн. Так, каждая комната замка посвящена другой опере Вагнера. Тематикой вагнеровских опер пропитаны картины и гобелены в замке. «Таннгейзер», «Лоэнгрин», «Парсифаль» – все эти оперы король многократно изобразил на стенах своего жилища.

Эпические сюжеты из средневековых немецких саг восхищали и короля Людвига, и композитора Вагнера. Из официального источника.

Кроме мотивов опер Вагнера, стены дворца часто украшает образ святого Георгия, борющегося со змеем. Лебедь присутствует как в названии замка (Нойшванштайн переводится на русский как «Новая лебединая скала»), так и в оформлении каждой комнаты – даже королевский рукомойник выполнен в форме лебедя!

Большой концертный зал дворца отличается удивительной акустикой: звук очень быстро разносится по помещению, но при этом здесь не возникает эхо от аплодисментов. Справа - сага про Парцифаля, которая легла в основу одноимённой оперы Вагнера. Из официального источника.

В замке Нойшванштайн есть одна совсем необычная комната – сразу за рабочим кабинетом короля расположена комната-грот, стены которой полностью повторяют фактуру пещерных стен. Считается, что именно после того, как парламент узнал о существовании этой комнаты, было окончательно принято решение признать короля слабоумным и отстранить его от власти.

Нужно отметить, что решение о слабоумии короля оказалось элементарным переделом власти. Решение было принято в отсутствие самого короля, «базируясь на документах» о его «сумасбродной деятельности». На руку заговорщикам сыграл и тот факт, что король Людвиг напрочь отказывался участвовать в официальных церемониях, не устраивал банкеты и не появлялся на публике. Даже после отстранения от власти, король лишь отправил заметку в одну из региональных баварских газет со словами, что решение парламента неправомерно. Газету вовремя изъяли из оборота, после чего король окончательно решился поддержки баварцев. В глазах своего народа король молчал. Медицинское заключение о слабоумии Людвига II было подписано четырьмя мюнхенскими врачами-психиатрами, двое из которых были родственниками, а двое других – коллегами первых двух. О правомочии такого решения судите сами.

В ночь на 10 июля 1886 года исполнители решения парламента прибыли во дворец Нойшванштайн, дабы официально предъявить ему решение парламента. Охрана не пустила заговорщиков во дворец, а, взяв их под стражу, отпустила спустя несколько часов на свободу. Король собирался бежать из своего замка, но уже ночью следующего дня прибыла вторая комиссия. Она арестовала короля и перевезла его в замок Берг (Schloss Berg), где он погиб при таинственных обстоятельствах спустя один день. Тело Людвига II вместе с телом одного из заговорщиков, который провожал короля во время прогулки вдоль озера, было найдено в самом озере спустя несколько часов после исчезновения.

Загадочность смерти Людвига II породила различные домыслы и продолжает волновать историков даже сегодня. Официальная версия утверждает самоубийство короля. Ненадёжность этой версии подчёркивает тот факт, что король Людвиг был тренированным пловцом, так что он вряд ли утонул бы по собственной вине в месте, где глубина воды едва доставала до пояса. К тому же, король погиб не один, а вместе с одним из заговорщиков. Наиболее распространённая версия утверждает, что король был убит при попытке побега из замка.

После отстранения Людвига II от власти официальным королём Баварии стал его младший брат, по-настоящему слабоумный Отто. Он потерял рассудок задолго до описанных событий и пребывал в психиатрической лечебнице. Считается, что Отто мог даже не знать о том, что стал королём.

Фактическим монархом стал дядя Людвига II, принц Луитпольд (Prinz Luitpold). Он правил Баварией до 1916 года, когда он скончался в возрасте 91 года. Принц Луитпольд был популярной фигурой в Баварии, и сегодня о нём напоминают названия многочисленных улиц и площадей баварских городов. Почти в каждом баварском городе найдётся топоним в честь принца Луитпольда.

Официальный сайт замка сообщает, что в сезон замок посещает до 6 000 туристов в день. Каждый обладатель фотоаппарата старается сделать "тот самый кадр".

Как бы иронично это ни звучало, но замок, который баварский парламент признал достаточным для отстранения короля от власти, сегодня является основным туристическом магнитом Баварии. Затраты на строительство Нойшванштайна составляют в несколько крат меньшую сумму, чем стоимость строительства дворца Херренхимзе или Линденхоф – других архитектурных затей короля. Тем не менее, именно Нойшванштайн привлекает самое большое число туристов, во многом за счёт своей уникальности. Для строительства своего рыцарского замка король Людвиг выбрал действительно самое живописное место Баварии!

В год сюда приезжает 1 300 000 человек. Фотографии Нойшванштайна с Мариенбрюкке (Marienbrücke) давно стали собирательным образом немецких замков и растиражированы на сотнях тысяч открыток, чашек, футболок и ковриков для мышек. Считается, что этот дворец вдохновил Чайковского на написание балета «Лебединое озеро», а также стал творческой основой для дворца Уолта Диснея. Наследие короля, пусть и неудавшегося правителя, но крепкого мечтателя, живёт до сих пор и приносит Баварии солидный ежегодный доход.

Опубликовано с согласия автора. Источник

Застройка времен Третьего рейха

Мюнхен был объявлен национал-социалистами  столицей движения - „Hauptstadt der Bewegung“. Разрабатывались грандиозные планы по перестройке города.

Cамым гигантским по своим размерам был проект, предложенный архитектором Hermann Giesler, под названием Ost-West-Achse. Протяжённость этой "Большой оси" („Grossen Achse“) – два с половиной километра. Ширина центральной улицы - 120м. В её начале, на месте современного центрального вокзала Hauptbahnof, должен был стоять монумент движению высотой 175м с орлом и свастикой наверху. Новый центральный вокзал должен был находиться на месте района Pasing. Вокзал собирались перекрыть стальным куполом размером 265м на 380м. Перед куполом вокзала предполагали построить два башнеобразных здания для нужд партии. Вдоль улицы идут театры, пивные, музеи.  Но оставим неосуществлённые проекты в стороне, и отправимся по улицам Мюнхена и посмотрим на то, что было построено и сохранилось до наших дней.

Начнём со старого ботанического сада – Alter Botanischer Garten. В его центре видим первый наш объект - фонтан. Мускулистый  обнажённый Нептун с трезубцем стоит в позе победителя на скале. Скачущий морской конь и тритон, трубящий в раковину, среди струй воды придают всей композиции грозную динамичность.

Своё название - Alter Botanischer Garten - это место получило при первом баварском короле Maх I, который распорядился в 1812г. устроить здесь экзотический ботанический сад. Внук короля Max I король Maximilian II приказал в 1854г. этот сад снести и построить  огромный выставочный дворец Glaspalast длиной 234м. В этом дворце проводились художественные выставки, конкурсы, собирались художники.

Уже при Гитлере ночью 6 июня 1931г. Glaspalast внезапно загорелся. В это время здесь проходила выставка немецких художников-романтиков. 110 картин погибло. Как бы в компенсацию этой потери, по распоряжению Гитлера на Prinzregentstraße строится огромный Дом Немецкого искусства - Haus der Deutschen Kunst по проекту Paul Troost. На месте же сгоревшего Glaspalast строится пивная Park-Cafe и Павильон Искусства в стиле примитивного классицизма - Kunst Pavillon. 

Park-Cafe - та самая пивная, в которой собирались национал-социалисты после парадов на расположенной рядом Königsplatz. Проектировал Park-Cafe архитектор O. Bieber. Он явно подражал P.Troost c его счетверёнными мощными квадратными колоннами. В этом мы скоро убедимся, когда выйдем на Königsplatz. 

На противоположной Park-Cafe стороне Sophienstraße вы видите длинное розоватое здание с аркадами в центральной части. Сегодня это yправление финансами – Oberfinanzpräsidium, а во времена Третьего Рейха это Oberfinanzdirektion. В том, что это было гитлеровское здание, легко убедиться, если взглянуть на огромный барельеф имперского орла на фасаде над аркадами. Всё осталось как было, только внизу из круга вырубили свастику. Любопытен барельеф имперского орла внутри двора над тремя входными дверями в Управление. Баварские виттельсбаховские львы вместе со своим гербом находятся под крылом имперского орла. Между прочим, в этом здании после войны заседал военный трибунал. После трибунала до 1949г. здесь заседал баварский парламент – Ландтаг.

Königsplatz: 1-Пропилеи, 2-Глиптотека, 3-Государственное античное собрание, 4-Führerbau, 5-Verwaltungsbau, 6,7-Ehrentempel, 8-Braunes Haus (Коричневый дом). Источник: http://www.germanpostalhistory.com, открытка ок. 1937 г.Дальше выходим на Королевскую площадь - Königsplatz. Эта площадь застраивалась при непосредственном участии короля Людвига I архитекторами Leo von Klenze и Ziebland в классическом стиле. Два почти греческих храма под названием Glyptothek (1816-30гг.) и  Antikensammlung (1838-48гг.) стоят по сторонам площади один против другого. Между ними по оси площади стоят парадные ворота города Propyläen (1846-62гг.). Гитлеру эта классическая площадь понравилась и её решили превратить в некое священное место – „Weihestätte“, место поклонения шестнадцати „мученикам,“ погибшим во время пивного путча 9 ноября 1923г.  Эту площадь национал-социалисты начали осваивать в 1933г., когда пришли к власти. А пока для центрального аппарата NSDAP был приобретён дворец Барлоу – „Palais Barlow“, расположенный между площадями Königsplatz и Karolinenplatz по улице Briennenstr. Торжественное мероприятие на Königsplatz 9 ноября 1935г. На площади могло выстроиться 15000 человекПосле того, как Paul Troost переделал этот дворец для партийных нужд, он стал называться „Braunen Haus“ – коричневый дом, по цвету формы национал-социалистов. Именно в этом доме хранилось кровавое знамя - Blutfahne Третьего рейха. Это то самое знамя, которое было обагрено „геройской кровью“ во время всё того же пивного путча. Во время войны при авианалётах этот „Braunes Haus“ сильно пострадал и после войны был снесён. Сегодня на этом месте строится документальный центр национал-социализма – Dokumentationszentrum.

С приходом национал-социалистов к власти в 1933г. резко увеличилось число членов NSDAP. Необходимо было строить новые партийные и административные здания. Начали с Königsplatz. Переделкой площади руководил гитлеровский архитектор Paul Troost. В его задачу входило воплотить в камне идею культа поклонения мученикам движения – „Blutzeugen der Bewegung.“  Ну и конечно нельзя было забывать, что Мюнхен - столица движения - „Hauptstadt der Bewegung.“

VerwaltungsbauВся площадь была покрыта крупными гранитными плитами. Для этого потребовалось более 2000 плит. Напротив Propyläen построили два партийных здания Führerbau, где находился кабинет Гитлера, и административное здание Verwaltungsbau с бункером, в котором хранилось 7 млн. личных дел членов партии. В Führerbau в сентябре 1937г. Гитлер принимал итальянского диктатора Муссолини, здесь же был заключён Мюнхенский договор 1938г. Сегодня здесь Высшая музыкальная школа.

Между этими зданиями были построены два мавзолея – Ehrentempel – алтари движения - „Altäre der Bewegung“. Считалось, что эти двадцатиколонные кубические сооружения имеют классическую форму. В эти мавзолеи 9 ноября 1935г. с большими почестями были установлены шестнадцать саркофагов мучеников. Саркофаги стояли прямо под открытым небом, чтобы мученики могли напрямую общаться с небесами.Führerbau Около мавзолеев несли почётный караул солдаты СС. Каждый год 9 ноября здесь, на площади Форума Движения – „Forum der Bewegung“, устраивались торжественные ритуальные мероприятия в память погибших во время пивного путча.

Во время войны эти два Ehrentempel не пострадали. Их взорвали американцы в январе 1947г. Часть останков была передана родственникам, часть перезахоронили в неизвестном месте. От этих мавзолеев до наших дней сохранились  их каменные цоколи, заросшие кустарником. Каменное покрытие площади Königsplatz было удалено в 1987-88г.г., чтобы вернуть ей первоначальный вид.  В Verwaltungsbau сегодня находятся институты и учреждения, связанные с историей и искусством.  

Далее идём по Briennerstraße до Odeonsplatz, по диагонали пересекаем Hofgarten и мимо дворца Prinz-Carl-Palais выходим на Prinzregentenstraße. В самом начале этой улицы слева видим огромное многоколонное здание Дома Немецкого искусства – Haus der Deutschen Kunst.

Haus der Kunst в 1937 году и в наши дниЗдание было единственным музеем, построенным во времена Третьего pейха. Строительством этого Дворца искусства Гитлер провозглашал Мюнхен, ко всем прочим титулам, ещё и столицей немецкого искусства – „Hauptstadt der Deutschen Kunst“.

Разработкой проекта  и строительством Haus der Kunst занимался Paul Troost, а после его смерти жена Gerdy Troost и архитектор Leonhard Gall. Закладка здания в весьма помпезной обстановке состоялась 15 октября 1933г. На торжествах с речью выступил Гитлер. По всему Мюнхену возили девятиметровую  модель Haus der Kunst в сопровождении юношей, одетых в средневековые одежды. Финансирование стройки осуществляли финансовые магнаты. Стройка шла высокими темпами.   

Двухэтажное симметричное здание получилось весьма внушительных размеров. Его длина 175м, ширина в средней части 75м. Оно строилось в упрощённых классических формах. С обеих сторон здание украшают по 20 круглых колонн вроде бы дорического ордера, но без каннелюр. Имеются ещё угловые квадратные колонны. Элементы этих колонн были выточены из известняка с берегов Дуная.

Открытие Haus der Deutschen Kunst состоялось 18 июля 1937г. К этому времени здесь была приурочена первая большая выставка немецкого искусства. Выступая с речью на этой выставке, Гитлер разделил всё искусство на настоящее реалистическое немецкое искусство, которое представлено на этой выставке, и дегенеративное – „Entartete Kunst,“ которое должно быть уничтожено. Под дегенеративным искусством он понимал импрессионизм, авангардизм, кубизм, сюрреализм. Чтоб убедить в этом зрителей, тогда же 19 июля 1937г. тут же рядов в галерее Hofgarten была открыта выставка „Entartete Kunst“. Для этой выставки из 32 германских музеев было конфисковано 650 картин. Интересная статистика. Если большую выставку немецкого искусства посетило 420 тысяч человек, то полюбоваться картинами выставки Дегенеративного искусства пришло 2 млн. человек. Тогда же, на 50-летие фюрера ему была подарена модель Haus der Kunst, отлитая из чистого золота. Интересны превратности судьбы. Эта модель была выставлена в германском павильоне на Всемирной выставке 1937г. в Париже. Рядом был испанский павильон, где демонстрировалась картина Пабло Пикассо „Герника“, выражавшая протест против зверского разрушения немецкой авиацией города в Испании. Через 18 лет эта антивоенная картина была выставлена в Haus der Kunst.

После окончания войны в 1945г. и оккупации Мюнхена американскими войсками здание Haus der Kunst использовалось как офицерское казино, для игры в теннис и баскетбол. Позднее здесь опять стали устраивать художественные выставки. Но уже ни о каком „настоящем немецком искусстве“ речи не было. Здесь состоялись выставки: группы "Синий всадник" – „Der Blaue Reiter“ в 1949г., Василия Кандинского в 1954г., Пабло Пикассо в 1955г. Любопытная выставка здесь была в 2012г. под названием "Парадоксы истории" – „Geschichten im Konflikt.“ В центре залов были вывешены картины, которые покупал сам Гитлер, а по стенам были развешаны картины, которые он запрещал.

Дальше идём по улице Prinzregentenstraße и справа видим длинное приземистое здание – бывшее управление немецкой авиации - Luftgaukommando, а теперь министерство экономики – Wirtschaftsministerium. Это здание расположено точно напротив Баварского Национального музея – Bayerisches Nationalmuseum. Между этими двумя зданиями находится довольно обширная площадь с проезжей частью в центре. Скажу вам больше, эти два здания связаны не только территориально, но и архитектурными стилями. Здание Баварского музея выполнено в стиле позднего баварского псевдобарокко, а здание Управления авиации в стиле раннего итальянского дворцового барокко.

Интересно, что строил здание Luftgaukommando в 1937-38г.г. архитектор German Bestelmeyr, большой специалист по традиционной баварской архитектуре и церквям. Он явно пренебрёг примитивным классицизмом, который разработал Paul Troost. Правда, G.Bestelmeyr всё же старался угодить вкусам национал-социалистов. Он построил чрезмерно длинное (225м) однообразное здание. Сравните его с напротив стоящим Баварским музеем. А главное, он постарался налепить на своё здание побольше символики. Вся она сохранилась.

С правой стороны здания находится небольшой садик, а перед ним основательная беседка, перекрытая куполом. Внутри беседки находится фонтан в виде шишки пинии – Pinienzapfenbrunnen. Автор этого фонтана Joseph Wackerle. Такой фонтан был сделан не случайно. Здесь напрямую намекалось, что не только римские императоры уважали это дерево, но и руководители национал-социалистов с удовольствием сидели бы под ним.

В центре здания имеется главный въездной арочный портал. Он оформлен архитектурно выдержано, без всяких излишеств. А вот следующий портал, где находится вход в здание, оформлен помпезно. Здесь и маска какого-то воина-арийца и два огромных мрачных орла, рвущие когтями змей-врагов. А если вы обойдёте здание Luftgaukommando слева по улице Alexanderstraße, то увидите боковые въездные ворота.  

Теперь отправляемся на пересечение улиц Schleissheimer Straße и Hohenzollern Straße. Перед нами приземистое двухэтажное здание бассейна – Nordbad. Фасад здания украшает портик с четырьмя дорическими колоннами, правда, без каннелюр. Внутри здания был устроен большой зал с трибунами на 1400 зрителей и бассейном для соревнований.

В период 1933-1939 годов в Мюнхене было построено очень много жилья, например, социальный поселок в Ramersdorf, состоящий из однотипных домиков усадебного типа. Жилой дом на KurfürstenplatzНо их мы изучать не будем, взглянем лишь на жилой дом 1938 года поближе к центру, на Kurfürstenplatz.

Для защиты населения от бомбёжек в 1941г. было построено порядка 30 наземных бункеров – Hochbunker. Их и сегодня можно увидеть в различных районах города. Толщина их железобетонных стен в нижней части почти 2м. Выше 1.2 – 1.3м. Толщина верхнего перекрытия бункера 2м. Такие бункеры могли вместить до 750 человек. Даже сегодня разрушить эти бункеры очень непросто, да и приспособить их для чего-то трудно. Вот и стоят они памятниками войне.

Общественный транспорт Мюнхена

Система оплаты проезда в мюнхенском общественном транспорте очень запутана. Но на самом деле, приезжему необязательно изучать все существующие варианты билетов.
Проще и надежнее купить Tageskarte. С ней можно кататься сколько угодно раз от момента компостирования до 6.00 следующего дня. Если вы путешествуете в одиночку - для вас Single-Tageskarte, если группой или семьей, Partner-Tageskarte. С Partner-Tageskarte могут ездить 5 взрослых, дети до 15 лет считаются за полчеловека, т.е. к примеру, 4 взрослых + 2 детей, 3 взрослых + 4 детей, 2 взрослых + 6 детей, 1 взрослых + 8 детей или просто 10 детей могут ей пользоваться. Для одного взрослого с ребенком все же выгоднее купить Single-Tageskarte и Kinder-Tageskarte, чем Partner-Tageskarte.
Важно еще обратить внимание на то, что Tageskarte бывают разных видов в зависимости от зоны действия: Innenraum, Außenraum, München XXL и Gesamtnetz. Все городские достопримечательности находятся внутри Innenraum, но если вы едете из аэропорта, вам  нужен билет для Gesamtnetz. Также с билетом Gesamtnetz достигаются, например, озера Starnbergersee и Ammersee и другие места для пригородных прогулок. Билет München XXL - это нечто среднее между Innenraum и Außenraum, он нужен, например, для поездки в парк диких животных Poing.
Tageskarte бывают не только на один день, но и на три, так что если вы приехали в Мюнхен на 3 дня и все 3 дня планируете передвигаться по городу, покупайте билет 3-Tage-Innenraum, это дешевле, чем три Tageskarte.
Обо всех вариантах билетов читайте на сайте MVV, к сожалению, уже не по-русски.

Транспортная система Мюнхена - впечатления приезжего

Метро Мюнхена – впечатления и карта