Афиша

Общественный транспорт Мюнхена на сайте MVV

Как доехать

Кое-что о Хофбройхаузе и других пивных садах Мюнхена

Для начала определимся, что есть такое "биргартен" (дословно "пивной сад")? Как понятно из названия, центральной фигурой такого ресторана выступает пенисто-тонизирующий слабоалкогольный напиток - пиво. Ну с этим все ясно. Второй составной частью названия является слово "сад". Иными словами, любой "биргартен" должен иметь в наличии пиво и сад.

Ныряем в историю. Еще каких-нибудь двести-триста лет назад ни один баварец не мог себе представить выпить пивка в жаркий летний день. Представлаете? Лето без пива!

Дело в том, что по баварским технологиям пиво могло вариться исключительно в холодную погоду - для его брожения нужна температура 4 - 8 градуса Цельсия. Следовательно, в обычных условиях до лета пиво не доживало, и народ слонялся унылый. Чтобы устранить несправедливость и раскрасить лето новыми красками, кто-то очень предприимчивый решил строить на берегу речки Изар прохладные погреба. Для пущего охлаждения грунта посадили каштаны, дающие густую тень и насыпали гравий. Так необходимые атрибуты "биргартена" сошлись вместе - пиво, каштановый сад и гравий.

Биргартен
Для начала предполагалось, что баварец будет приходить в "биргартен" со своей большой кружкой, наливать в подвале холодное пиво и валить назад к своей Гретхен. Но самые нетерпеливые не хотели делиться пивом с Гретхен и пили прямо на месте. А за первой кружкой обязательно хотелось "поговорить за жизнь". Так в "биргартене" появились длинные столы, где локоть к локтю опрокидывались в пищеводы кружки, а из пищеводов выходили слова общения. "Биргартен" приобрел свой законченный вид.

Еще одной особенностью пивного сада является еда. Первое время ушлые владельцы пивных садов стали продавать закуски из баварской кухни к пиву. Но тогда заголосили другие рестораны, мол, остаемся без клиентов, все сидят в садах! И тогда баварский герцог высочайшим указом запретил продавать еду в пивных садах. Захотел сопроводить пиво вкусной закусью - попроси Гретхен, пусть приготовит свиной окорок дома, завяжет в мешок и даст с собой.

Так еще одной характерной чертой "биргартена" стала возможность приносить еду (но не пиво!) с собой. Впоследствии пивным садам разрешили открывать ларьки с едой (как правило это традиционная баварская кухня) на своей территории, но до сих пор многие экономные бюргеры тащат в "биргартен" свои завернутые в фольгу куриные яички и ножку.

Еще одним неизменным атрибутом пивного сада является живая баварская музыка. Пиво так льется в глотки веселей!

Биргартен
Ну и последними упомянем еще знаменитых баварских официанток, с традиционным широчайшим вырезом блузки, способных принести в руках сразу шесть (а то и восемь!) полных кружек пива.

Самый известный пивной сад Мюнхена открылся в 1896 году. Пиар-менеджерами Хофбройхауса на протяжении столетия выступали многие известные персоны.

Начнем с того, что сам Хофбройхаус был построен по королевской линии и считался придворным рестораном правящей элиты и следовательно всячески пользовался законодательным лобби.

В первое время ресторан традиционно имел собственную пивоварню в подвале. Но так много народа хотело хлебнуть королевского пивка, что подвал пришлось отдать под дополнительные столы, а саму пивоварню перенести в другое место. Долгое время Хофбройхаус был эксклюзивным (привет, королевская "крыша") производителем мягкого пшеничного пива "Вайсбир", в то время как главным баварским пивом считалось крепкое пиво из солода.

Пивную пропиарил никто иной, как сам Адольф Гитлер. Холодной осенью 1919 года Хофбройхаус заполнили молодчики из "Немецкой рабочей партии", ядро которой сформировало позже печально знаменитую НСДАП.
Под пьяное одобрение свою первую речь в жизни толкнул солдат первого резервного батальона второго баварского полка Адольф Гитлер. Впоследствии, восхождение к власти по пивным гребешкам Гитлеру часто вспоминали имитируя "Хайль Гитлер!" под "хальб литер" (пол-литра).

Каким-то образом Хофбройхаус привлекал тиранов. Кроме Гитлера отметился в пивной и Владимир Ульянов-Ленин со своими бойцами и традиционной Надеждой Константиновной.

Крупской очень понравился зарегистрированный товарный знак Хофбройхауса "НВ". Она переиначивала его в аббревиатуру известной революционно-террористической организации "Народная Воля".

В наше время в Хофбройхаусе продегустировать три эксклюзивных сорта пива может одновременно до 1800 человек:


Существует три основных сорта: Хофенброй темное, Хофенброй пшеничное, нефильтрованное и Хофенброй оригинальное.
Есть в продаже и безалкогольное пиво. Есть также Радлер (смесь светлого пива с лимонной минералкой). Есть еще Русн (смесь пшеничного пива с лимонной минералкой). Литр пива стоит примерно 7,5 евро.

Первый этаж открыт для обычных завсегдатаев и гостей Мюнхена. Замечательна роспись потолка, которая выделяет Хофбройхаус среди других пивных, где принята довольно аскетичная отделка внутренних помещений:


На верхних этажах располагаются праздничные залы для особых событий:


Публика Хофбройхауса - это, как правило, завсегдатаи, владельцы абонементов к т.н. "штаммтиш". За ними закреплены определенные столики и даже место в шкафчике для хранения именной кружки.


Другая часть публики Хофбройхауса - многочисленные туристы. Из-за постоянного наплыва туристов, Хофбройхаус - это последняя пивная, куда направит свои стопы обычный мюнхенец. Хофбройхаус стал стандартной попсовой привлекаловкой для туриста. Мюнхенцев можно понять. Наверно, не каждому будет приятно проводить священный и интимный ритуал поглощения пива в окружении толп иностранцев под постоянные вспышки фотокамер. Впрочем, это проблема любых раскрученных мест по всему миру.

Есть в Мюнхене пивные поприятнее. Например, пивной сад у "Китайской башни". Несмотря на то, что он тоже традиционно привлекает туристов, дышится в нем вольготнее, что ли.


Кому-то биргартены кажутся отвратительной столовкой под открытым небом, да еще и часто с самообслуживанием. Но поверьте, если душа жаждет коллективного веселья, то лучше биргартенов и не придумать.

Под пиво слетает вся немецкая чопорность, народ весел и падок на общение. Что особенно рекомендуется людям, изучающим немецкий язык, но стесняющимся попрактиковать его в общении с коренными носителями языка. После двух трех масов (мас - объем пива в одном пивном бокале, равный одному литру) вы станете без тени стыда декларировать толпе Гете в оригинале. На идеальном немецком. Под одобрение толпы. Проверено на собственном опыте.

Опубликовано с согласия автора. Источник

Борстай - музей под открытым небом

На этой прогулке мне хочется познакомить вас с замечательным  районом Мюнхена, о котором знает не всякий мюнхенец, так как он  расположен чуть дальше от центра и запрятан за фасадами домов, выходящих на Dachauerstraße. Этот район называется Borstei.

Bernhard Borst (1883-1963)

Строительство района началось в 1924г. Мюнхен в это время быстро рос и насчитывал уже 670 тыс жителей. Успешный предприниматель Bernhard Borst снял новую территорию, находившуюся под полями и пастбищами, и заключил договор с городом на строительство жилого комплекса. Идея  нового жилого района была проста. Каждая семья должна иметь те же удобства, как если бы она жила в отдельном доме, только стоимость квартиры будет значительно ниже. Строительство комплекса продолжалось 6 лет и всё это время Borst сам руководил стройкой.

После окончания строительства проводился конкурс на лучшее название нового района. Чего тут только не предлагалось. Paradies – рай. Himmelreich – царство небесное. Eldorado – Эльдорадо. Isargold – золото на Изаре. Последнее название  получилось потому, что большинство домов здесь окрашено в яркий жёлтый цвет. Остановились на названии Borstei. По-видимому по аналогу с названием Fuggerei, знаменитого социального жилого посёлка, который устроил ещё в 1521г. в Аугсбурге Jakob Fugger.

После войны архитектор Borst принимал участие, уже как сенатор, в восстановлении города и стоял за то, чтобы придать Мюнхену  прежний вид. Сам он жил в Borstei на улице Hildebrandstrаße 7 на 4 этаже. Это единственная квартира во всём районе, где имеется балкон. Теперь здесь живёт его дочь.  

И самое теперь для нас главное. Уже в 30-е годы Borst решил украсить свой район произведениями искусства. Он сам разрабатывал модели фонтанов и скульптур, приглашал известных скульпторов, художников и литейщиков. Все работы он финансировал сам.

Особенно интенсивно шло украшение района после войны. Создавались произведения в духе античности или эпохи ренессанса. Здесь много копий старых мастеров. Но есть и совершенно оригинальные произведения. Особенно буду обращать ваше внимание на работы скульптора по имени Ernst Laurenty (1885-1993). Этот скульптор, проживший более 100 лет, оставил после себя такие шедевры в бронзе, что только диву даёшься, что их вот так запросто можно здесь увидеть прямо под открытым небом. Ещё здесь много детских скульптур, выполненных из белого камня. Все эти фонтаны,  скульптуры и фрески создают уютную, доброжелательную атмосферу. Всего здесь 58 художественных произведений. Целый музей. Все их показать  не берусь, но замечательную бронзу увидим и очарование  района постараюсь передать.

Бог торговли Меркурий

Входим со стороны Dachauerstraße  через центральный вьезд в Borstei и отправляемся по коротенькой улице Franz-Marc-Straße в Ladenhof, центральный двор всего комплекса, где расположены магазинчики с товарами первой необходимости. Но, прежде чем покинуть эту улoчку, оглянемся назад и вверх. Вы видите огромную фреску. Она называется Erbauung der Borstei – строительство Борстая. Создал фреску Sepp Frank в 1931г. В верхней части фрески показана вся в белом Божья Матерь. Ниже при усах и в кепке стоит сам Borst. В реальной жизни он никогда не носил ни усов, ни кепки. Перед ним его сын Friedrich, который держит план Borstei. Этот сын сам был строителем и помогал отцу.

Дальше попадаем в торговый двор – Ladenhof. В центре него возвышается на колонне в 6 м бронзовый Меркурий, бог торговли и покровитель купцов в Риме. В Греции он же был вестником богов, поэтому изображался в крылатом шлеме. Эта скульптура была выставлена в Glaspalast и пережила пожар 1931г., когда сгорел весь дворец вместе с выставленными в нём картинами.

одна из детских фигур, символизирующих четыре времени года

Дальше в Саду Роз  (Rosengarten) есть ещё одна скульптура, побывавшая в этом пожаре. Это Sennerin – пастушка.

Есть в этом торговом дворе посреди зелёных газонов два небольших фонтана, украшенных бронзовыми извивающимися в струях воды рыбками. Я же с большим удовольствием всегда разглядываю здесь четыре детские фигуры, выполненные из камня и символизирующие четыре времени года. Установлены они в 1951г., их автор Josef Zeitler.

Если вернуться назад, почти к входным воротам, и свернуть влево, то мы попадаем в Rosengarten. Этот Сад Роз сам по себе представляет необыкновенное, сказочное произведение искусства. Здесь в обрамлении яркой зелени и цветов возникают перед вами бронзовые и каменные скульптуры, которые могли быть украшением любого музея.

Например, здешний бронзовый Кентавр является точной копией  мраморного греческого оригинала из Лувра. Есть мраморная копия Кентавра и в Версале, но там он без Ангелочка и от этого теряется весь смысл скульптуры.

Кавалер в стиле рококо

Первое, что ждёт вас у входа в Rosengarten, это фонтан Нептуна – Neptunbrunnen. Проект этого фонтана выполнил сам Bernhard Borst. Neptun скопирован у Giovanni da Bologna (1566), а необычайных хвостатых лошадей с рыбьей чешуёй изобразил Ernst Laurenty, на которого я и дальше буду обращать ваше внимание. У этого великолепного фонтана есть только один крупный недостаток. Он так расположен в пёстрой тени деревьев, что его трудно фотографировать. Установлен фонтан в 1955г.

Слева от ступенек, ведущих в сам Сад, вас ждёт дама в стиле рококо. Дальше слева ей в пару кавалер, танцующий на одной ноге. Это копии известных скульптур. Тут только удивляешься, что такое можно выполнить в мягком камне.    

Кентавр

Поднялись по ступенькам. Справа на колонне сидит ослепительно яркий на солнце Золотой Петух. Слева же страдает Кентавр. Это копия греческой скульптуры Vв. до н.э. Этот Кентавр из племени тех самых кентавров, которые были в Греции воплощением дикого начала. Дрались они камнями и вырванными с корнем деревьями. В приличном обществе вели себя безобразно. Были приглашены на свадьбу царя лапифов. Здесь кентавры изрядно напились и самый могучий кентавр Эврит бросился на невесту Гипподамию и хотел её утащить. Остальные кентавры тоже стали хватать чужих женщин. Но герои Греции смело встали на защиту своей собственности. В трудном бою почти все кентавры были перебиты. Добро  восторжествовало. Наш же Кентавр изображён страдающим от безнадёжной любви. Ангелочек ему явно сочувствует и старается утешить.

Продолжение следует...

Старая ратуша

Старая ратуша

Самое древнее здание ратуши стояло на этом месте уже в 1310 г. То здание, что мы сегодня видим, было построено в 1470-1480 г. под руководством мастера Jörg von Halsbach. В этом здании находится обширный зал, который тогда был предназначен для танцев и общественных собраний. Рядом находилась башня Talburgtor. До середины XIV века она была оборонительной и через неё в город шла соль и другие товары. Потом её соединили с ратушей и она стала называться Ratsturm. Эта башня при ратуше много раз меняла своё оформление.

Место, где расположен Altes Rathaus, уже со времени основания города и до сегодняшних дней является самым посещаемым в Мюнхене. Во времена Генриха Льва во второй половине XII века здесь пролегал путь в город, по которому двигались купеческие караваны, шли войска, брели путешественники по единственному тогда мосту через реку Изар. Теперь он называется Ludwigsbrücke. Сегодня здесь ежеминутно проходят сотни пешеходов.

Итак, история Altes Rahaus. Имеется документальное подтверждение, что уже в 1310 г. на восточном краю торговой площади Marktplatz (теперь Marienplatz) стояла первая Ратуша – Rathaus. Ещё раньше здесь же рядом находилась оборонительная башня Talburgtor, через ворота которой  в город поступали товары. В 1392-94 г. к этой Ратуше пристраивают зал и другие дополнительные помещения. С расширением города и постройкой ворот Isartor в начале XIV века значение башни Talburgtor как оборонительной теряется и она преобразуется в башню при Ратуше – Ratsturm.

И наконец, в 1470 г. начинается здесь строительство нового здания с большим залом – Tanzhaus. Руководил этой стройкой Meister Jörg, Maurer aus Halsbach, короче Jörg von Halsbach. Кстати, по его же планам началось в 1468 г. строительство Frauenkirche. Закончено было строительство здания Tanzhaus в 1480 г. Около комплекса зданий Ратуши располагался питейный дом. До начала XVI столетия Ратуша и питейный дом являлись политическим и культурным центром Мюнхена. Здесь обсуждались и решались многие вопросы жизни города. Сам герцог с женой и другие важные персоны посещали эти заведения. Известно, что Всегерманский император Максимилиан I побывал в Ратуше. Он приехал в Мюнхен в 1500 г. на рыцарский турнир, после которого была устроена праздничная карнавальная ночь. Так всю эту ночь последний рыцарь Европы император Максимилиан плясал с мюнхенскими девушками  в новопостроенном здании Tanzhaus. Правда, в следующем XVI столетии заканчивается бюргерский период управления городом и на первый план выступают аристократия и двор, которые начинают действовать в своих интересах и перекрывают инициативу бюргеров.

Называние Altes Rathaus этот комплекс получил в 1874г. Так он называется и в наши дни. Вот этими двумя готическими сооружениями мы имеем возможность любоваться сегодня.

Из плохих новостей могу сообщить, что именно в Altes Rathaus 8 ноября 1938 г. министром пропаганды Геббельсом было принято решение о Kristallnacht – кристальной ночи - погроме евреев.

В 1944 г. здание и башня Altes Rathaus были сильно повреждены. Восстановление и реконструкция проводились в 1971-1977 г, им постарались придать такой вид, какими они были в XV веке.. Сегодня этот комплекс продолжает функционировать и здесь проводятся различные мероприятия, в том числе  балы и приёмы.

Но попасть в этот зал, если вы не имеете специального приглашения на какое-то мероприятие, трудно. Зато в башню Altes Rathaus можно попасть всегда. Здесь расположен музей Игрушки. Сходите в него со своими детьми и внуками. Вы покажете им игрушки не только своего детства, но и то, во что играли ваши деды.

Старая пинакотека

В славном городе Мюнхене есть три замечательных музея, несущих одно общее название: "Пинакотека".

Пинакотека (фр. pinacotheque, от греч. πιναχουηκη, πιναξ — доска, картина и υηκη — хранилище) — у древних греков помещение для хранения живописных изображений. Так называлось левое крыло пропилей афинского Акрополя, где находилось собрание картин, принесённых в дар богине Афине. В нескольких шестиколонных залах были собраны картины, написанные на досках, глиняные таблицы и другие произведения с росписью. Это собрание было открыто для посещения афинскими гражданами. Ещё на рубеже III—II вв. до н. э. был составлен первый каталог этой пинакотеки, автором которого был Полемон Илионский. Кроме афинской подобные пинакотеки существовали и в других местах в Греции, например, в Герайоне - храме Геры на острове Самос.

Древние римляне использовали этот термин для обозначения комнаты, в которой находились произведения искусства.

Начиная с периода Ренессанса, название пинакотека стало использоваться для обозначения коллекций произведений живописи, открытых для публичного посещения. В наши дни пинакотеками называют картинные галереи.

Старая пинакотека (нем. Alte Pinakothek) — картинная галерея в Мюнхене. Является одной из самых известных галерей мира. В ней представлены произведения мастеров от средневековья до середины XVIII столетия.

Король Баварии Людвиг I приобрёл многочисленные художественные произведения. Все эти работы находились в разных дворцах и были недоступны для посещения. Людвиг I не только систематизировал свою собирательскую деятельность, но также, считая своей обязанностью приобщить к искусству народные массы, поручил архитектору Лео фон Кленце строительство музея. Музей был заложен в 1826 г., а уже в 1836 г. строительство было завершено. Хотя вход в музей по воскресеньям был свободный, многие жители Мюнхена поначалу предпочитали посещению музея пикник на лужайке у его входа.

Во время второй мировой войны старая пинакотека сильно пострадала и была восстановлена в 1952-1957 гг.

В старой пинакотеке размещено около 700 полотен. Вход в музей стоит 13 евро и шатайся хоть целый день. Фотографировать можно, но без вспышки. Строгие линии залов, темные цвета стен, чтобы картины лучше были видны. Бродить там можно целый день.

Из зала в зал, из зала в зал - в этом музее не найти скульптур, графики либо предметов прикладного искусства или старинной мебели. Здесь аскетично, строго, тихо, здесь только полотна, здесь ничто не отвлекает от самого главного - от созерцания. Ничто не рассеивает внимания и не отвлекает, не надо переключать восприятие с одного вида искусства на другой.

Самая большая беда в старой пинакотеке - это очень слабое освещение для фотографирования и размеры картин, развешанных от уровня носа до потолка. Все-таки в 15-18 веках у людей была явная гигантомания. Хотя, если бы ее не было, не видать нам сегодня великолепных работ, разглядывать которые нужно исключительно с расстояния 5-10 метров.

Я люблю ходить в картинные галереи, именно там больше всего ощущается дыхание времени. Смотря на работы художников, которые уже сотни лет покоятся в земле - понимаешь насколько быстротечна жизнь и бесконечно искусство. В картинах - дыхание того времени, своеобразная историческая летопись. Мечтания и устремления, правда жизни, остановленная на века. Застывшие тела когда-то были плотью и кровью, жили, мечтали, любили или ненавидели - они были. Каждое полотно - это история, и нам досталась честь прикоснуться к ней.

Читать дальше о картинах, представленных в старой пинакотеке: часть 1, часть 2, часть 3

Виртуальная прогулка по залам старой пинакотеки