Афиша

Общественный транспорт Мюнхена на сайте MVV

Как доехать

Обераммергау - театр и жизнь

Обераммергау – баварская деревня, расположенная в предгорьях Альп, насчитывающая чуть больше 5000 жителей. Это один из интереснейших туристских объектов - и не только в Баварии. Чем же знаменита эта деревня? Во-первых, своими мастерами вырезать деревянные скульптуры. Во-вторых, огромным театром, в котором каждые 10 лет силами местных жителей разыгрывается спектакль «Страсти Христовы» - Passionsspiele. В-третьих, великолепной церковью в стиле барокко, посвящённой апостолам Петру и Павлу, построенной в середине XVIII в. В-четвёртых, многочисленными традиционно баварскими фресками, нанесёнными прямо на стены деревенских домов – Luftlmalerei.

Oberammergau, Продавец деревянной скульптуры.История, которую я буду рассказывать, началась в XIVв. Возвращался домой из Италии баварский герцог, ставший всегерманским императором, Людвиг Баварский. Боевой конь его споткнулся и упал на колени перед огромной елью. Император истолковал это как знак свыше. Он давно дал обет, если станет императором, основать монастырь, а вот теперь и место было точно указано. Случилось это в 1328г. Заложен монастырь Ettal 28 апреля 1330г. Далее император решил приписать к монастырю Ettal близлежащую деревню Oberammergau. Жители этой деревни были обязаны участвовать в строительстве монастыря и обеспечивать всевозможные перевозки, необходимые монастырю. При этом крестьяне деревни получили некоторые привилегии, в частности, они теперь имели право торговать. Итак, господином деревни Oberammergau стал монастырь Бенедиктианцев Ettal.

К монастырю Ettal стекались толпы паломников со всех концов Европы, чтобы поклониться чудотворной статуе Божьей Матери, находящейся в церкви. Вот тут-то и появился спрос на определённый товар. Паломникам требовались распятия, фигурки Христа, Божьей Матери, святых, небольшие алтари, крестики. Обераммергаузцы тут же начали осваивать резьбу по дереву, чтобы удовлетворить появившийся спрос. Действовали они довольно успешно и вскоре паломники начали возвращаться домой с изделиями мастеров из Обераммергау.

Еще большая потребность в товаре, создаваемом резчиками по дереву из Обераммергау, появилась в середине XVIв. Как известно, в 1517г. выступил Мартин Лютер с 95 тезисами, в которых критиковался католицизм. С тех пор Европа раскололась на католиков и протестантов. Между ними шла не только вооружённая борьба, но и борьба в философских и художественных сферах. Например, тогда в архитектуре церквей стал формироваться стиль барокко. Кроме того, что церкви, построенные в этом стиле, были светлыми и радостными, на их сводах появились фрески с изображением небожителей и сцен из Священного Писания. Это сделало небожителей ближе к верующим и понятнее. Короче говоря, у католической церкви появилась потребность в наглядных пособиях, разъясняющих тексты Библии. С помощью фигурок, вырезанных и раскрашенных мастерами из Обераммергау, стали создаваться целые сцены из Евангелия. Очень популярны были сцены Рождества и Пасхи. Такие многофигурные композиции стали устраивать в церквах, монастырях и частных домах. Эти фигурки можно было потрогать и переставить по своему вкусу и этим как бы приблизиться к библейским персонажам. Естественно, что такие кукольные сцены очень нравились детям и им уже можно было дать на них первые толкования Библии. Это всё дало новый толчок расцвету мастерства резчиков по дереву из Обераммергау. Если Христа, Божью Матерь, святых необходимо было изображать в определённых позах и одеждах с известными атрибутами, то при изображении обычных людей и животных мастер мог дать простор своей фантазии.

Вот тогда же, и это логично, верующим захотелось, чтобы скульптурные многофигурные неподвижные библейские сцены ожили, заговорили и задвигались. Стали распространяться театрализованные мистерии на библейские сюжеты. При этом роли в этих представлениях исполняли сами жители деревень. Часто сцены из Библии разыгрывались прямо в церкви или около неё. Религиозные догмы становились понятнее самым широким слоям верующих.

Всё шло хорошо, ремесло резчиков по дереву процветало, деревня Обераммергау жила рядом с монастырём Ettal безбедно. Но тут накопившаяся вражда между католиками и протестантами разразилась 30- летней войной. Война докатилась и до дальних баварских деревень в предгориях Альп. В 1632г. протестанские войска шведского короля Густава Адольфа оккупировали Мюнхен. С целью грабежа отряды солдат разбрелись по всей Баварии. Соседний монастырь Ettal был захвачен шведами и разграблен, много монахов было убито. Затем шведы основательно похозяйничали в Обераммергау, при этом, естественно, нанесли большой ущерб католической церкви. Принесли с собой в эти места шведы и чуму, которая тогда свирепствовала в Европе. С одним из жителей чума добралась и до деревни Обераммергау. С октября 1632г. по октябрь 1633г. в деревне от чумы вымерло почти 400 человек. Казалось, что Божья Кара обрушилась на деревню: и шведы, и чума, и голод. Надо было срочно принимать какие-то эффективные меры.

27 октября 1633г. собрался Совет деревни и дал обет, что, если прекратится эпидемия, то каждые 10 лет силами жителей деревни на Пасху будет разыгрываться представление на тему „Страстей Христовых.“ Обет этот давался перед Распятием, стоявшем в главном алтаре тогдашней церкви. Легенда гласит, что после этого чума отступила. Замечу, что такие представления на религиозные темы игрались тогда во многих населённых пунктах, но сохранились до наших дней в Баварии только в Обераммергау.

Сцена из Страстeй Христовыx - 2010

Впервые представление Страстей Христовых было дано в помещении церкви на Пасху уже в 1634г. Следующая мистерия Страстей Христовых состоялась в 1644г. Это представление было уже более грандиозным, к нему тщательно готовились, оно проходило на улице рядом с церковью и деревенским кладбищем. Шестое представление проходило в 1680г. и с тех пор оно практически всегда проводилось по круглым датам. Последняя театральная постановка состоялась в 2010г. Естественно, что к каждому представлению уточнялся сценарий и разрабатывалась постановка.

Основателем традиции наружной росписи домов считается местный художник Франц Цвинк (Franz Zwinck, 1753-1808). Он украсил один дом фреской под названием «Суд Пилата» на тему Страстей Христовых в 1784г. Теперь этот дом называется «Дом Пилата». Дальше эта традиция была подхвачена и тема фресок стала самой разнообразной. 

Oberammergau, Lüftlmalerei

 В 1770г. правительством Баварии все религиозные мистерии были запрещены и только спектакли Страстей Христовых в Обераммергау чудесным образом получили разрешение властей на продолжение и с тех пор сделались уникальными. Тогда же, во второй половине XVIIIв. спрос на произведения резчиков по дереву (это те же люди, что исполняли роли в Страстях Христовых) из Обераммергау резко увеличился. Особенно раскупались произведения на религиозные темы. Простые обыватели хотели украсить свои жилища этими яркими, выразительными скульптурками.

Начали мастера резать игрушки для детей: забавных животных, кукол, лошадок с тележками, головоломки, солдатиков. Кстати, о солдатиках. В начале XIXв., ещё при Наполеоне и позже после его разгрома, появилось у знатных людей новое увлечение – играть в солдатики. Составлялись панорамы прошлых сражений, для которых нужно было иметь сотни солдатиков, одетых в различную форму, лошадей, пушек и многого другого. Всё это в больших количествах заказывалось мастерам из Обераммергау, которые были уже знамениты на всю Европу.

Сегодня резчики по дереву из Обераммергау известны на весь мир, и тот, кто приезжает сюда туристом любоваться фресками на стенах домов или переживать на мистерии Страстей Христовых, обязательно увозят с собой эти замечательные деревянные скульптурки, изготовленные на любой вкус.

Это и другие повествования о Мюнхене и Баварии, вы можете прочесть целиком в одной из трех недавно изданных книг Бориса Кирикова.  Kупить книги можно, связавшись с автором. Контакт

На грани веков - Принцрегентенштрассе

Маршрут: Дворец принца Карла – Prinz Carl-Palais; Дом искусства – Haus der Kunst; Баварский Национальный музей – Bayerisches Nationalmuseum; Галерея графа Шаха – Schack-Galerie; Ангел Мира – Friedensengel; Вилла Штук – Villa Stuck; Театр принца регента – Prinzregententheater.

принц-регент Луитпольд

Отправляемся на прогулку по четвёртой и последней, проложенной в XIX веке, шикарной улице Мюнхена – Prinzregentenstraße. Её начали строить в 1891г. Эта широкая авеню с музеями, галереей, виллами художников, колоссальным монументом и великолепным театром стала символом процветания Баварии во время правления принца-регента Луитпольда  (Prinzregent Luitpold, 1886-1912).        

Если мы от Odeonplatz по диагонали пересечём Hofgarten и пройдем немного вниз к Английскому саду, то выйдем ко дворцу под названием Prinz Carl-Palais. Этот дворец построил архитектор Carl von Fischer в 1804-06г. для одного из тогдашних министров. Теперь это резиденция баварского министра-президента.         

Для нас сейчас этот дворец интересен тем, что от него начинается Prinzregentenstraße. Отсюда открывается вид на всю улицу до стоящего на той стороне Изара монумента Friedensengel. Слева мы сразу видим длинное здание с многочисленными колоннами. Это дом искусства  (Haus der Kunst). Вообще-то, когда строилась Prinzregentenstraße, на этом месте был устроен некий Партер у входа в Английский сад с фонтанами и каскадами воды. Кое-что из этого сохранилось и это можно увидеть сегодня.     

Но после того, как в Старом Ботаническом саду сожгли или сгорел Glaspalast, по заданию Гитлера его архитектор Paul Troost в 1933-37г. на этом месте поставил Haus der Kunst в стиле примитивного классицизма. Это было первое сооружение этого стиля. В этом здании в 1937г. отмечалось 2000 летие немецкой культуры. В настоящее время это огромное здание с его многочисленными обширными залами используется для различных художественных выставок и мероприятий.          

Комплекс Баварского Национального музея

Отправляемся дальше. Слева распологается обширный комплекс Баварского Национального музея. Когда строилась эта улица, на Maximilianstraße уже существовал такой музей, но в 1892г., по инициативе принца-регента Луитпольда,  было принято решение строить новый. Был объявлен конкурс и при протекции главы художественной школы Мюнхена Ленбаха победил архитектор Gabriel von Seidl. В его проекте были  синтезированы все стили. Музей  построен в 1894-99г. Теперь это один из самых больших национальных музеев Европы. В нём имеется 18 тыс. экспонатов, отражающих историю Баварии за девять столетий. Над главным входом в музей установлена скульптура короля Максимилиана II, которому принадлежит идея создания такого музея. По сторонам скульптуры стоят два льва. Один символизирует Мир, другой соответственно Войну. Отлил их фон Mиллер.            

Баварский Национальный музей

Когда вы выходите из музея и идёте налево,  то видите конный памятник принцу-регенту Луитпольду, опять-таки работы фон Миллера. Луитпольд закутан в мантию рыцаря ордена св. Хуберта  (Hl. Hubert). Этому ордену покровительствовала династия Виттельсбахов. До 30-х годов здесь стоял фонтан Hubertusbrunnen, автор которого  скульптор Adolf von Hildebrand. При Гитлере этот фонтан был демонтирован. В 50-ые годы после войны этот фонтан-беседку поставили в конце канала, идущего от дворца Nymphenburg. Тут она стоит так, как-будто всегда здесь стояла.     

Напротив музея на той стороне улицы расположено здание, построенное в 1937-39г., специфически тяжёлой архитектуры. Во время войны здесь распологалось командование военными воздушными силами Luftgankommando. От этого времени сохранилась эмблема Орла над воротами и фонтан «Пиния». Теперь в здании помещается министерство хозяйства  (Staatministrum Wirtschaft).         

Отправляемся дальше и мы увидим на той же стороне стороне улицы, что и музей, здание с двумя фасадами. В правой части здания с фронтоном, где фасад украшают две большие колонны, находится галерея графа Шаха  (Schack-Galerie). Галерея эта уютна и черезвычайно интересна, но, так как расположена чуть дальше от основных туристских троп, малопосещаема.           

Далее мы вступем на мост через Изар  - Luitpoldbrücke. Первый вариант этого моста был построен в 1890-91г.  к  70-летнему юбилею Луитпольда.  Строил  мост архитектор F.Thiersch. Это был первый мост в металле через Изар. В 1899г. этот мост, как и все остальные через Изар, кроме одного,  был снесён наводнением. Ныне существующий мост строил архитектор Th.Fischer в 1900-01г. По углам моста лежат фигуры, воплощающие части Баварии: охотник – Бавария; рыбак – Франкия; девушка – Швабия.       

За Изаром расположен архитектурный комплекс «Ангел Мира»  (Friedensengel, 1896-99). Этот комплекс выполняла группа авторов по эскизам Th.Fischer. Монумент посвящён победе Гeрмании над Францией в 1871г. Принц-регент Луитпольд сам назвал это место для установки памятника. Камень был заложен в 1896г., открытие прошло в 1899г.        

Подход к памятнику выполнен в виде фонтанной группы, состоящей из четырёх мальчиков, оседлавших  дельфинов. Интересна история этих наездников. Они из фонтана «Фортуна» перед замком Herrenchiemsee. Там их должно быть шесть штук. Но они пострадали во время войны и их сделали заново. Оставшиеся четыре оригинала перенесли сюда.         

Стена перед террасой, на которой стоит сам памятник, украшена колоннами и пилястрами. Между ними в нише должен был стоять памятник королю Людвигу II, война проходила всё-таки во время его правления. Но с другой стороны, из-за его ухода от государственных дел, он не имел к ней никакого отношения. Поэтому его памятник поставлен там дальше на берегу справа, где он хотел видеть театр Вагнера.        

Ангел Мира

Две боковые лестницы ведут к монументу. Вся его высота 38м. На колонне с коринфской капителью парит недавно заново позолоченная бронзовая богиня Победы Ника. Мощная колонна стоит на платформе, опирающейся на боковые столбы, внутренний куб и скульптуры кариатид. В нижней кубической части монумента изображено следующее.  На боковых колоннах  медальоны с портретами кайзеров: Вильгельма I,  Фридриха I, Вильгельма II. Есть тут и другие персонажи: Людвиг II, Отто, Луитпольд, Бисмарк, Мольтке. Здесь же на медальонах 12 подвигов Геракла. Как они относятся к данной войне, я не знаю. И наконец на внутреннем кубе  цветной мозаикой показаны картины Мира, Войны, Победы и Культуры. Подобный же памятник этой войне имеется в Берлине.         

Следующий объект нашей прогулки вилла Штук – Villa Stuck. Она расположена по ходу справа. Вилла состоит из двух, соединённых между собой зданий. Эта вилла была построена по проекту самого художника Франца фон Штука  (Franz von Stuck, 1863-1928). В 1887-98г. была сооружена правая жилая часть,  потом левая музей-ателье в 1913-14г. Это одно из первых зданий построенных в стиле неоклассицизма. Здесь самым затейливым образом переплетены классицизм, модерн и символизм. Штук умер в 1928г. и был последним художником,  которого называли Malerfürsten. Так же называли Франца Ленбаха.  Перевести, я думаю, это лучше всего словами «глава школы и художественного направления».                        

Отправляемся к последнему объекту нашей прогулки. Впереди театр Принца Регента (Prinzregenttheater). По дороге к нему мы увидим памятник из камня Рихарду Вагнеру. Это прямой намёк на то, что, хотя этот театр с 1900г. строил архитектор Max Littmann  по распоряжению Луитпольда, идея создать недалеко от этого места театр для опер Вагнера всё-таки принадлежит Людвигу II. Этот театр был открыт в 1926г. В 1934г. Гитлер переименовал его в «Театр для народа». Театр пострадал при бомбандировках. Восстановлен.       

Прогулка наша закончена, но жаль расставаться с таким замечательным персонажем, каким был принц-регент Луитпольд. Рекомендую вам отправиться погулять в Luipoldpark. Этот парк был заложен в марте 1912г., когда отмечалось 90 летие со дня  рождения принца-регента Луитпольда. Тогда было высажено 90 лип и 25 дубов по числу лет его правления. В парке стоит соответствующий обелиск, где на бронзовой  доске всё это написано.  Теперь этим деревьям почти 100 лет. Не всякий правитель оставляет о себе потомкам такую добрую память.

Мир БМВ

«Мир BMW» ("BMW Welt") был задуман в начале 2000-х годов, тогда же был проведен конкурс, на котором победило архитектурное бюро Himmelb(l)au. Архитекторы предложили концепт выставочного пространства, которое будет одновременно и «шоу-румом», и местом для переговоров, и обращением к клиенту, и лицом компании. Изначально организаторы строительства намеревались успеть открыть здание к чемпионату мира по футболу 2006 года, проводившемуся в Германии, но сильно опоздали – «Мир BMW» открылся лишь в октябре 2007 года.

Для нового здания BMW в архитектурном бюро Himmelb(l)au придумали, как сейчас принято говорить, уникальный концепт – «двойной конус» или «воронку». Воронка состоит из большого числа стеклянных блоков, сдерживаемых железной конструкцией. Она расположена у самого края здания, за счет этого создается впечатление парящей в воздухе крыши, которую будто «засасывает» в воронку прямо перед главным входом. Стеклянные стены с четырех сторон здания крепятся на двенадцать невидимых снаружи колонн.

«Мир BMW» – это огромное здание-павильон с большой площадью остекленения. На первом ярусе здания расположен «шоу-рум»: тут можно ознакомиться с новейшими пополнениями в семействе автомобилей BMW. Здесь также можно обратиться к консультанту, который покажет и расскажет о новых функциях в машинах.  Покупатель нового BMW может за «очень дополнительные деньги» получить ключи от автомобиля в официозной обстановке в «Мире БМВ».

«Мир BMW» находится в непосредственной близости от завода BMW и от штабквартиры BMW, все помещения соединены переходами. Так, «Мир BMW» соединен с музеем BMW навесным мостиком. Музей начинается в большом круглом здании, по периметру которого расположен пандус. Спускаясь по пандусу, посетители попадают в основное помещение музея. Само круглое здание, по форме напоминающее летающую тарелку, было построено в 1972 году по проекту австрийского архитектора Карла Шванцера (Karl Schwanzer). На крыше этой «тарелки» нарисован фирменный логотип компании BMW, так что с тех пор компанию видно буквально из космоса. Кстати, что касается логотипа BMW: бело-голубые шашечки напоминают пропеллер самолета и указывают на историю компании, которая начиналась с производства авиадвигателей, а расцветка шашечек говорит о баварском происхождении фирмы (бело-голубые – традиционные цвета Баварии).

На несколько близлежащих кварталов раскинулся завод BMW. Сегодня большинство автомобилей под маркой BMW выпускается на разных заводах, разбросанных по всему миру. Здесь же, на историческом заводе в Мюнхене, открытом в 1922 году, до сих пор собираются BMW 3-ей серии. На официальном сайте компании можно пройти виртуальную экскурсию по заводу.

Компания BMW появилась в 1916 году как результат слияния нескольких компаний, занимавшихся производством авиационных двигателей. После Версальского договора 1919 года Германии было запрещено иметь собственную авиастроительную отрасль, и в компании перешли на производство тормозных систем для поездов. Название “BMW” переводится с немецкого как «Баварский завод двигателей». 

В 1920-х годах BMW занимались преимущественно выпуском мотоциклов, пока в 1929 году (по некоторым сведениям, в 1928 году) BMW не покупает автомобилестроительный завод в земле Тюрингия (Thüringen) в центральной Германии. Они получают лицензию на торговую марку «Дикси», автомобили которой пользовались огромным успехом в Великобритании. Вскоре бренд «Дикси» был закрыт, вместо этого автомобили стали официально называться «BMW». С тех пор и началась история развития BMW как автомобильного концерна. 

Как утверждают на официальном сайте, новое здание «Мира BMW» задумывалось как современное лицо компании, соответствующее 21 веку. В архитектуре здания должны были быть воплощены основные принципы современной эпохи: интерактивность, междисциплинарность, октрытость к клиенту и цифровые технологии. 

Нельзя сказать, что «Мир BMW» – достопримечательность такого значения, что без неё осмотр Мюнхена считался бы неполноценным. Однако тому, у кого есть в запасе несколько часов, рекомендуется посмотреть «Мир BMW», музей современности одного очень качественного автомобилестроителя. Особенно стоит посетить его вечером, когда иллюминация здания меняется от тепло-желтых тонов до красных, а через фиолетовые уходит в синие. Вечерняя подсветка всего комплекса меняется как снаружи здания, так и внутри. Гладкие линии, необычное освещение и нестандартное решение пространства – все оставляет ощущение того, что перед нами очень современное здание, а компания BMW – очень современная компания.

Опубликовано с согласия автора. Источник

Maxvorstadt

Maxvorstadt – это район Мюнхена, расположенный между Старым городом (Altstadt) и районом Швабинг (Schwabing). Это первый район современного Мюнхена, строительство которого началось сразу после того, как были снесены старые оборонительные стены и закопаны рвы. Город, начиная с этого района, начал стремительно расти, вырвавшись за средневековые границы.

Максимилиан I

Первый план расширения Мюнхена  в северном направлении был составлен в 1808г. при Максимилиане I  и в честь него этот район назвали Maxvorstadt. Застройка Maxvorstadt продолжалась и при его сыне короле Людвиге I. Вот при нём этот район приобретает особенный блеск. Разбиваются парки и сады. Закладываются университетские здания, школы и кадетский корпус. Строятся исследовательские центры и жилые здания.  Были построены уникальные картинные галереи Alte Pinakothek и Neue Pinakothek.   

Начинаем нашу прогулку. Остановимся перед входными воротами в Старый Ботанический Сад (Alter Botanischer Garten). Сзади  нас площадь Ленбаха (Lenbachplatz). Перед нами ворота, выполненные в классическом стиле. Они собственно единственное, что осталось от Старого Ботанического Сада.

Заложен был этот сад в 1812г. по распоряжению короля Maкса I и распланирован на 4 гектарах земли по проекту, который разработал Ludwig von Sckell. С одной стороны этот экзотический сад был подарком горожанам от короля, стремившегося украсить свой город – резиденцию, а с другой, король хотел следовать своим увлечениям.

«Отца Макса» не очень интересовали проблемы  строительства, этим был занят его сын Людвиг. Он же больше увлекался природой, изучал и коллекционировал растения. После недавних  кругосветных путешествий Джеймса Кука это было модно при многих  европейских дворах. Maкс I финансировал экспедицию в Бразилию, которую возглавил  биолог Fridrich von Martius, для сбора редких растений.

Ворота 1812 года в Старый Ботанический Сад

Fridrich von Martius позднее стал директором этого Ботанического Сада. Здесь была собрана  редчайшая коллекция растений со всего мира: Бразилии, Мексики, Китая, Северной Америки и других стран.

Но в 1853г. этому уникальному собранию растений пришёл конец. Внук Maкса I король Maкс II распорядился построить на этом месте гигантский выставочный дворец из стекла в супермодерновом стиле – Glaspalast по примеру лондонского Kristallpalast.  Протесты заслуженного собирателя и директора Сада Fridrich von Martius не помогли. Многие редкие растения вылетели чёрным дымом из каминов горожан.

Здесь 15 июля 1854г. в присутствии короля Maкса II открывается огромный 234-метровый выставочный дворец Glaspalast. Собран он был из стальных решётчатых конструкций и стекла всего за 78 дней.

В год открытия Glaspalast предполагалось провести в нём промышленную выставку. Но в этот 1854 год на Мюнхен обрушилась азиатская холера, успевшая  уже пролететь над  Россией и Польшей. В день умирало 100 и больше человек. В городе стояла жара и не было чистой воды. Умерла от холеры жена бывшего короля Людвига I и мать нынешнего Maкса II – Тереза. К осени холера пошла на убыль. В дальнейшем в город провели чистую воду и с эпидемиями было покончено. Позднее этот выставочный дворец успешно функционировал. Здесь проводились различные, в том числе художественные, выставки.

С приходом к власти фашистов на Glaspalast обрушивается несчастье. Ночью 6 июня 1931г. он внезапно загорается при невыясненных обстоятельствах. В это время здесь проходила выставка значительных немецких художников-романтиков: от Caspar David Friedrich до Moritz von Schwind. 110 картин безвозвратно погибают. Как бы в компенсацию этой потери, по распоряжению Гитлера на Prinzregentstraße  у входа в Englischer Garten строится огромный дом немецкого искусства – Haus der Deutschen Kunst в стиле примитивного классицизма. Этот выставочный комплекс продолжает действовать и сегодня.

На месте Glaspalast тогда же в 30-е годы строится Park-Cafe с пивной и Kunst Pavillon в том же стиле примитивного классицизма. Этот Park-Cafe использовался фашистами как пивная после парадов на близко расположенной Королевской площади – Königsplatz. Тогда же, в 1937г., со стороны Дворца юстиции был устроен фонтан. В центре него фигура, представляющая гибрид Давида с Нептуном. Эти объекты создают уже современный вид Старого Ботанического Сада.

Сохранившийся фасад церкви св. Бонифация сегодня

Далее выйдем на Meiserstraße, свернём на Karlstraße и выйдем к базилике св. Бонифация  (St. Bonifaz).  Перед нами открывается фасад церкви из тёмнокрасного кирпича с белыми колоннами и арками из известняка. В день своей серебряной свадьбы (12.10.1835) король Людвиг I заложил церковь в честь cв. Бонифация в форме базилики, которая в будущем должна была стать местом его захоронения.

По замыслу Людвига I к церкви тем же архитектором Zibland было пристроено ещё два здания. Это здание монастыря Бенедиктианцев, в котором монахи должны были не только молиться за спасение души Людвига I, но и нести свет знаний. Для этого была устроена здесь большая библиотека, существующая и сегодня.

И третье здание, выполненное в виде римского храма, выходящего фасадом на Königsplatz, было предназначено для промышленных выставок. Сегодня оно служит для собрания произведений античности малых форм – Antikensammlung.

Glyptotek

Теперь отправимся дальше по Luisenstraße и выйдем на Королевскую площадь  (Königsplatz). По-моему, каждый, кто видит эту площадь впервые, понимает, как ему повезло, что он попал в Мюнхен. В следующий момент ему кажется, что у него начались галлюцинации. Он стоит среди трёх самых натуральных античных сооружений. Таким зрительным эффектом король Людвиг Iбыл бы очень доволен, так как  площадь входила в его планы по превращению Мюнхена в Афины на Изаре. Вот здесь-то эти идеи реализовались. 

Первым  начали строить под руководством Лео фон Кленце  в 1816г. здание для коллекции античных скульптур Людвига I в виде греческого храма. Закончено оно было в 1830г. По внешней стороне стен здание украшено установленными в нишах античными скульптурами работы Людвига Шванталера (Ludwig von Schwanthaler). Это известный скульптор того времени и им было выполнено много интересных работ. Это собрание античных скульптур крупных форм Людвига I получило название – Glyptothek.

так Glyptothek  выглядела в 1945г

Здание сильно пострадало во время войны. При его восстановлении не удалось сохранить фрески украшавшие своды.

Напротив Glyptothek стоит другой античный храм – Antikensammlung. Строил его в 1838 -1848г. Ziebland как выставочный зал для искусства и новинок индустрии. Он теперь предназначен для коллекции античных произведении малых форм. 

Завершил застройку этой площади Лео фон Кленце, построив (1846-1862) по заказу Людвига I  парадные ворота для въезда в город Пропилеи – Propyläen. Установлены эти ворота в память освобождения Греции от турецкого ига и образования греко-баварской королевской династии. Барельефы, украшающие их, посвящены этой теме.

Архитектура этих ворот производит на меня тяжёлое впечатление. Обычно говорят, что примером для мюнхенских Пропилей послужил афинский Акрополь. Но с этим трудно согласиться. Тяжёлый портик с дорическими колоннами и стоящие по бокам его высокие египетские пилоны делают сооружение приземистым и неуклюжим, что накладывает отпечаток на весь ансамбль площади.

Торжества на Königsplatz в 1935г

Есть в истории этой площади чёрные страницы. 9 ноября 1935г. на Königsplatz разыгрывается некий ритуальный спектакль. Прошло 12 лет со времени фашистского путча 9 ноября 1923г., когда погибло 16 участников марша. К церемонии 1935г. площадь была покрыта двадцатью тысячами гранитных плит и было построено симметрично у входа на площадь  два мавзолея чести в классическом стиле – Ehrentempel. Руководил этими работами архитектор – Ludwig Troost

Саркофаги с 16 священными героями движения были установлены в этих мавзолеях. У  мавзолеев стоял всегда эсесовский почётный караул. Сама площадь использовалась для различных торжественных церемоний.

Ehrentempel

Рядом с мавзолеями было построено два совершенно одинаковых здания в том же стиле примитивного классицизма. Если встать на площади спиною к Пропилеям,то левое здание назывлось Führerbau – официальное рабочее место Гитлера. Правое здание – Verwaltungsbau – фашистская канцелярия. В Führerbau теперь находится высшая школа музыки. В правом здании – учреждения, связанные с культурой и историей. Оба мавзолея чести были разрушены в январе 1947г. От них остались цоколи, заросшие деревьями и кустарником. Гранитные плиты были удалены с площади в 1987-88г. и ей постарались придать первоначальный вид.

 

 Продолжение следует...