Афиша

Общественный транспорт Мюнхена на сайте MVV

Как доехать

Путеводитель по Мюнхену с еврейским уклоном

Имеет не столько хронологический порядок, сколько топографический.
В основу текста положена экскурсия, проведенная Ниной Сафьян.

Фридрих Барбаросса

Начнем с начала - с возникновения Мюнхена в 1158 году.  Что же было в самом начале:  история о том, что герцог Генрих Лев разрушил всем известный мостик? Наверное, нет. В начале была соль - белое золото - основа богатства Мюнхена? Тоже, наверное, нет. В начале было слово. В данном случае это был приказ Генриха Льва разрушить мост, по которому раньше доставляли соль и через который нужно было проехать и заплатить пошлину епископу города Freising.

Итак, был приказ Генриха Льва pазрушить этот мост, что сделали его солдаты ночью, чтобы не заметил епископ, и возвести этот мост в другом месте, где сейчас находится Ludwigsbrücke. На этом месте Генрих Лев построил таможню, и все повозки с солью проходили через новый мост, и те торговцы, которые ехали на этих повозках, платили пошлину Генриху Льву.

Конечно, это было несправедливо. Это был акт насилия, и епископ вскоре пожаловался кайзеру Барбароссе - великому Фридриху Барбароссе.

В городе Аугсбурге,  который тогда уже был городом, состоялась встреча Барбароссы и епископа Фрайзинга, и император Барбаросса принял соломоново решение - он разделил доходы от продажи соли и от таможенных сборов между епископом Фрайзинга и Генрихом Львом- таким образом была восстановлена справедливость.

Герб Мюнхена

На том месте, где мы сейчас находимся, в то время было небольшое поселение монахов. И называлось это поселение „у монахов“ - bei  Mönich. Со временем стало оно называться Мюнхен.

Вот вы видите толпу людей возле колонны Марии - они наблюдают за колокольным представлением. В 11, в 12 и в 17 часов вы всегда увидите здесь толпу. Это  колокольное представление - третье по величине в Европе, но мало кто знает, что оно было в начале 20 века  подарено городу Мюнхену бразильским консулом по фамилии Росфаль. Когда в 1936 году к власти пришли нацисты и обербургомистр Мюнхена узнал о неарийском происхождении консула, консул уже умер. Обербургомистр отдал деньги, которые в свое время пожертвовал консул с такими хорошими целями, его наследникам для того, чтобы никакого упоминания о дарителе неарийского происхождения вообще в истории Мюнхена не было.

Герб Мюнхена

Обратите внимание на герб Мюнхена, на нем изображен монах (герб менялся со временем, но монах оставался всегда, таким он остался и сейчас), а так же лев (это герб Баварии, наверное, не последнюю роль в этом сыграло имя Генриха Льва - основателя города Мюнхена). С тех пор 14 июня каждый год празднуется день основания города Мюнхена. Мюнхен почти такого же возраста, как Москва.
      
Вот это фонтан рыб. Здесь, на этом месте, был рыбный рынок, и торговцы держали выловленную рыбу здесь в проточной воде. Это был очень красивый фонтан, он был разрушен во время второй мировой войны. После войны он был восстановлен, но очень скромно. Вот эти фигурки с ведрами в руках сохранились, еще были четыре фигурки уличных музыкантов - они сейчас находятся в воротах Karlstor.

Такое восстановление памятников - не один к одному, а более скромное - делается намеренно, потому что нельзя восстановить в первоначальном виде то, что разрушено войной - это не восстановимо. Поэтому я думаю, что и в этот раз это было сделано специально. 

Сейчас мы пройдем к тому месту, где жили евреи. Они появились в Мюнхене примерно через 70 лет после основания города. Мы пришли сейчас к месту, которое называется Marienhof.  В 12 веке здесь был еврейский переулок Judengasse.  Посмотрите на этот узкий переулок Albertgasse,  так вот, Judengasse  было как бы его продолжение.

Конечно, не было здания ратуши и всех этих здании. А что здесь было? А здесь была городская стена. То есть город практически здесь заканчивался. Немножко дальше была резиденция герцогов Виттельсбахов и евреи поселились здесь, наверное для того, чтобы быть как можно ближе к герцогам. Евреи платили  герцогам так называемый еврейский налог за то, что бы они их защищали, но жизнь потом показала, что это не помогло евреям.
   
Евреи тогда не имели гражданских прав и характерно то, что именно эта категория населения должна была заниматься конкретными профессиями, т.е был запрет на профессии. Гражданских прав не имели многие, те которые были недостаточно богаты, чтобы платить налоги, но запрет на профессии был только для евреев. И еще они не имели права владеть недвижимостью и землей. Евреям оставались торговля, посредничество и ростовщичество, т.е. они брали деньги под залог под большой процент, а потом человек должен был вернуть долги с процентами, в этом случае он получал свой залог. Почему занимались этим именно евреи? Потому, что был запрет церкви на это занятие для христиан. Римский папа, ссылаясь на определенное место из библии, издал так называемые канонические запреты. Христианам запрещалось брать проценты со своих братьев, а чужим это было можно, библия это не запрещала, и папа римский смотрел на это совершенно спокойно. Евреи были чужими, вот они всегда и занимались ростовщичеством, а потом стали банкирами. Надо сказать, что это занятие было достаточно доходным и через много десятилетий им стали заниматься и христиане тоже. Они видели в евреях конкурентов и местное население - должники тоже видели в евреях врагов-кровопийцев:  oни брали с них большие проценты, они забирали залог, т.е. евреи были всегда враждебны местному населению. И конечно в этом было дело. Весь город был должен евреям, и гораздо проще было их согнать в синагогу и сжечь, как это произошло в 13 веке, чем возвращать им долги. В этом были причины, а не выдуманные предлоги, например, участие евреев в ритуальных убийствах, отравление колодцев, заражение местного населения чумой.

В этом месте была в 13 веке построена синагога. Это разрешили Виттельсбахи, которые всегда относились к евреям с достаточным пониманием  и корректно, ну за исключением самого последнего (правящего) Людвига III.

Синагога переводится как место собраний. Вот здесь собирались евреи и герцог Альбрехт III, который в конце 15 века изгнал евреев из Баварии и сделал ее judenfrei, в свое время разрешил евреям построить синагогу, а затем и кладбище. До этого евреи хоронили своих мертвых в Регенсбурге, они везли трупы и по дороге должны были платить за это довольно большой налог.

Надо сказать, что ритуальные убийства - тот предлог, под которым было очень много гонений на евреев, изображались художниками на картинах. Вот картина, которая висела в новой ратуше до начала второй мировой войны. Вот евреи распинают младенца, они используют его кровь в ритуальных целях для приготовления мацы. Ну как же было тем, кто это видел, не придти к мысли, что евреи - это враги, это чужие, они всегда жили по-другому, у них были другие традиции, у них была другая вера, они, кстати, жили с точки зрения гигиены значительно более чисто и аккуратно по сравнению с другим населением. Евреям предписано три раза в день мыть руки перед едой, евреям было запрещено ходить в общие бани, где было недостаточно чисто, евреи  из ритуальных соображений должны были купаться в колодцах с дождевой или проточной водой - в микве, которая была вот здесь внизу синагоги.     
Когда в 15 веке герцог Альбрехт III (как ни странно, но его называли набожный ) изгнал евреев из Баварии, синагогу не разрушили, на ее месте основали  Groftkapelle и этот переулок, где мы сейчас стоим, стал называться Groftgasse. А что же сейчас на этом месте, где Marienhof? Это одно из немногих мест в городе, которое свободно, которое не застроено, очень много было дискуссий насчет того, что же здесь сделать - не может такое место пропадать. В конкурсе, который объявил городской совет, победил один архитектор, по его предложению здесь сейчас ведутся раскопки и вполне возможно, что найдут остатки синагоги и городской стены, которая здесь была еще в 12-13 веке. Потом на этом месте будет большой подземный гараж, а потом центр для встреч граждан т.е. это будут какие-то общественные сооружения.    

Посмотрите на этого аиста, очень давно, в средние века, на этом месте была аптека, владельцами которой была семья Störch  (эта фамилия переводится как аист) и вы увидите в Мюнхене очень много таких скульптурных фигурок, вот таких интересных обозначений на углах домов, над домами. Это было необходимо, потому что нумерация домов появилась в Мюнхене  только в 1770 году по примеру Парижа. Жители Мюнхена, которые там были и которые имели вес в городском совете, настояли на том, что нужно и в Мюнхене ввести нумерацию. А до этого времени так выглядел адрес этой семьи: за ратушей, в доме, на котором аист, семья Aист.
    
Сейчас мы с вами подошли к так называемому  Старому двору - это первая резиденция Виттельсбахов в Мюнхене. Эта династия правила Баварией почти 800 лет. Случилось так, что в свержении ее тоже принимал участие еврей  и достаточно успешно, в 1918 году здесь в Мюнхене была Баварская советская республика - на этом закончилось правление Виттельсбахов. Возглавлял эту республику первый премьер министр Баварии – еврей Kurt Eisner.

A тогда, в 13 веке, Виттельсбахи построили себе эту резиденцию. Если Вы зайдете туда вы очутитесь как в оазисе - везде всегда толпы туристов, а там тихо, фонтан, красиво. Она восстановлена сейчас почти полностью, но давайте представим себе, каким красивым  по тем меркам было это здание раньше, там была библиотека, там была очень интересная кирха - она была внутри резиденции. A там сразу же была городская стена и ров.  Вы видите следующую улицу, она называется Hofgraben, но только название улицы осталось от того рва, с помощью которого Виттельсбахи защищались от врагов. Но жизнь показала, что защищаться им надо иногда и от своего восставшего народа. В 14 веке мюнхенцы восстали - они обнаружили обман Виттельсбахов. Правители решили строить себе новую резиденцию дальше, вот там где она находиться сейчас. И городская стена была передвинута дальше - второе укрепление Мюнхена. Вторую новую резиденцию Виттельсбахи строили несколько веков, а в старой резиденции осталось помещение управления.    

А как выглядели здания Мюнхена в старые века, когда тут недалеко жили евреи? Посмотрите на самое старое сохранившееся здание Мюнхена. Конечно, оно было разрушено во время войны, конечно, его восстановили сейчас, но очень бережно, и можно получить представление о том, как выглядели здания тогда.

Здесь жил очень важный и влиятельный чиновник - городской писарь. Давайте представим себе, как он гусиным пером писал законы и протоколы заседаний городского совета. Не каждый мог стать городским писарем. Он должен был быть обязательно юристом. Он готовил решения городского совета и магистрата. Это был очень уважаемый человек. Позже он жил в другом месте, а в этом доме находилось тоже довольно важное для города учреждение – управление по торговле вином. Вино было тогда излюбленным напитком народа, не пиво, а вино! Оно было достаточно дешевым и кислым, это баварское вино. Со временем торговля вином стала другой, привозили в Мюнхен  и продавали здесь на рыночной площади, которая стала потом называться Marienplatz, вино из Франции и Италии. А в начале пили дешевое и кислое баварское вино. Здесь остался винный погреб в старом стиле - ресторанчик–погребок. Потом через много лет это здание взяла в аренду одна голландская компания.

Мы идем сейчас по Burgstrasse. Обратите внимание -  не переулок, а улица, это одна из немногих улиц в Мюнхене, которая была вымощена булыжником в 15 веке, поэтому она стала называться улицей. Она довольно широкая по сравнению с теми переулками, которые мы видели, - Albertgasse и Judengasse - она вела к крепости, в которой жили герцоги.    

Центром жизни Мюнхена была старая ратуша, которая была построена еще в 15 веке. Это было место, где проводились городские праздники, а также внизу содержались заключенные, место, где заседал городской совет, где принимались законы и решения, очень важные для жизни города.     

Если у Вас будет возможность, посмотрите на этот праздничный зал - он круглый,  деревянный и очень интересно сделан. Конечно, эта ратуша, как и все остальные здания в центре Мюнхена, была разрушена. Только этот праздничный зал восстанавливали 5 лет. Делали это 20 скульпторов, миллиметр за миллиметром, они делали эту работу только вручную, наверное, точно так, как делали это в 15 веке, ничего они не применяли, никаких механизмов и современных приспособлений.
    
Обратите внимание:  внутри, на втором этаже есть памятная доска о том, что здесь 9 ноября 1938 года состоялось совещание высшего органа управлявшего нацисткой партией и отсюда был издан приказ о погроме. Погромная ночь (Reichspogromnacht) начиналась здесь, вот на этом месте.     
Погром - одно из немногих слов русского происхождения, которое вошло во все языки и осталось без изменения. Pogromnacht это не Reichskristallnacht, это намного хуже. Reichskristallnacht  - это хрустальная ночь, только осколки стекла из разгромленных еврейских магазинов валялись на улице… Pogromnacht это совсем другое...     

Наверно интересно нам узнать, какие танцы танцевали в то время. Вот посмотрите на эту фигуру. Это сделал совершенно гениальный  скульптор  Erasmus Grasser (1480), он тоже жил в Мюнхене. Посмотрите на одежду, на прическу этого человека. Так одевались и так танцевали в средние века, ну конечно не евреи. Евреи жили по-другому,  танцевали и одевались по-другому. Это так называемые Moriskentänzer, оригиналы находятся в городском музее.    

В центре становилась красивая девушка, ее окружали танцоры, вот так одетые, она держала в руках яблоко или кольцо, и тот, кто танцевал красивее всех и выделывал самые замысловатые фигуры, получал от нее награду. Как много движения в этой фигуре! Большой праздничный зал в ратуше украшен копиями этих танцоров. Сегодня, когда проходит Oktoberfest, там можно увидеть молодых людей, точно так одетых, точно так причесанных, в такой точно обуви, которые пытаются, или действительно изображают все фигуры этого танца, т.е. традиция эта осталась и живет до сих пор.

Мы вышли на улицу, которая называется Tal, раньше она называлась Salzstrasse  (Соляная улица), ее назвал так император  Ludwig Bayer - это первый Виттельсбах, который стал императором.

Вот он стоит и смотрит на свою Соляную улицу и еще он видит, наверное,  Isartor - это ворота, через которые шли все повозки с солью. Они попадали сначала на мост через Isar, потом ворота, потом шли вот по этой улице, достаточно широкой (со временем она была тоже вымощена булыжником), и попадали так на рынок на теперешней Marienplatz, бывшей Marktplatz. Торговцы должны были держать свой товар не менее 3 дней. Это тоже придумал Ludwig Bayer, это был толчок к экономическому развитию города. Если торговцы должны были 3 дня оставаться в городе, то здесь, на улице Таль, для них должны были быть пансионы (дома где они могли бы остановитъся), должны были быть кузнецы, которые ковали их лошадей и т. д.
    
Со временем город печатал собственные монеты и имел все больше и больше денег. Поэтому жители города довольно быстро стали обеспеченными людьми. А кто еще жил в городе Мюнхене кроме евреев? Конечно же, евреев было немного. Жили ремесленники, которые вырывались из-под гнета крепостничества, т.е. им удавалось попасть с город и было тогда выражение „городской воздух делает свободным“ („Stadtluft macht frei“), действительно, это были свободные люди. Город создавал все условия, чтобы они могли работать и платить налоги. Люди богатели и богател  город. И вот эта улица – Таль, по обеим сторонам находились заезжие дворы, были магазины и примерно 1300 повозок с солью в день проходили по этой улице.    

Этот дом потом стал домом городского писаря, он перебрался сюда с Burgstrasse, когда там обосновалось учреждение по торговле вином. Вот как он выглядел, вот рельеф.

А вот ниже львиный рельеф - уже плохо можно увидеть, что там происходит. Видно, что это львица и вот ее малыши-львята, которые родились не то мертвыми, не то слепыми, и по старинному преданию, она вдыхает в них жизнь. Очень много есть объяснений, почему здесь этот рельеф, что это значит, но одно из объяснений - это то, что религия значит для человека - она вдыхает в них жизнь.     

Примерно три века в Мюнхене и в Баварии евреев почти не было. Когда их изгнали из Баварии, они двинулись в восточную Европу, особенно хорошо их принял польский король, и очень много евреев осело с тех пор в Польше. Многие попали в Россию, на Украину, в другие страны.

Но правители Баварии не могли долго обходиться без евреев. Евреи не нужны были им как граждане. Им нужны были деньги, и как источник денег евреи были нужны.  И со временем герцоги стали приглашать евреев обратно в Геманию, в том числе, и в Баварию. И они возвращались на то место, откуда были изгнаны.   

Продолжение

Прогулки по Мюнхену

Начнем с основания города. Всегерманский император Фридрих Барбаросса из рода Штауфенов в 1156г. вернул герцогство Баварское Генриху Льву (Heinrich der Löwe) из рода Вельфов для того, чтобы примирить эти два смертельно враждующих рода. При этом, с целью  ослабить могущественного Генриха Льва, от  Баварии отрезается приличный кусок земли в среднем течении Дуная в виде самостоятельного герцогства, ставшего впоследствии Австрией.   

В качестве первой резиденции Генрих Лев выбирает город на Дунае Регенсбург, выросший здесь из лагеря римского легиона. В 1158г. он отправляется инспектировать свои владения и появляется на берегах Изара. Генрих Лев на отличном ломбардском жеребце, в сопровождении свиты и воинского отряда останавливается на высоком правом берегу,  чтобы осмотреть понравившуюся ему долину. Герцога заинтересовал небольшой двор в окружении десятка хижин на противоположном берегу реки. Ему объяснили, что в этих домиках поселилось несколько монахов из и поныне существующего монастыря  Schäftlarn и поэтому называется это место  Münichen. Там сооружена небольшая капелла в честь св. Петра. В праздничные дни здесь собирются до 200 крестьян из окрестностей. „Хорошее место, - процедил сквозь зубы герцог, – но что за бесхозяйственность, здесь нет моста.“  Ему опять объяснили, что жители пользуются бродом, а мост имеется вниз по реке около деревни  Föhring, которая  находится во владениях епископа из Freising.                      

Без дальнейших разговоров Генрих Лев пришпорил жеребца  и  поскакал к указанному месту. Деревенька состояла из складских помещений, глинобитных домиков и небольшой  церквушки. Дальше шла дорога к мосту через Изар. Здесь  была деревянная башня, где находилась епископская охрана моста, и шлагбаум поперёк моста, около которого  таможенник собирал пошлину с проезжающих. Копыта тяжёлого коня герцога гулко застучали по деревянному настилу моста. Все поспешно расступались, никто  не смел преградить ему дорогу пока он не достиг шлагбаума.  Здесь его остановила стража и потребовала оплатить проезд по мосту. Тем временем  из башни выбегала подмога. „Я хочу на ту сторону. Герцог Баварский не должен платить пошлину в собственной земле“ - тихим голосом  сказал Лев, глаза его при этом яростно сверкнули. Ему ответили, что здесь владения епископа, а не герцога  Баварского. Обе стороны схватились за оружие. Епископская охрана не дрогнула перед герцогом. Генрих Лев со злой усмешкой закончил противостояние. Он развернул жеребца и поскакал к броду, крикнув: „За мной, епископ не получит ни пфеннинга.“

Переправившись через реку, герцог со свитой расположились на монашеском подворье. Вскоре начались строительные работы по возведению моста на высоких сваях, чтобы обезопасить его от возможных паводков. Строилось и жильё. А вскоре в одну прекрасную ночь все увидели  вниз по реке яркое зарево. Горели епископские постройки, горел его мост. Всем было ясно,  чьих рук это дело. Епископ обратился с жалобой к императору. Фридриху Барбароссе в это время было не до епископа, так как он готовил очередной поход в Италию против Римского папы и очень нуждался в помощи герцога Генриха Льва. Спор решается в пользу герцога. Ему разрешается открыть торговлю в Мюнхене с таможней и чеканкой монеты. Правда, герцог должен был выплачивать треть своих доходов епископу, но нигде не сказано платился ли этот налог. Окончательно  это решение император подтвердил грамотой от 14 июня  1158г. Этот день и считается днём основания Мюнхена.

Продолжение следует...

Парки Мюнхена

Английский сад

В Мюнхене можно найти парки на любой вкус - от исторического, заложенного ещё в середине 17 века, парка Нимфенбург до спортивного Олимпийского, построенного к проводившейся в Мюнхене в 1972 году олимпиаде.

Английский сад, протянувшийся от центра города на север вдоль Изара, является одним из самых больших городских парков мира.

Олимпийский (Olympiapark) U3 Olympiazentrum
Английский сад (Englischer Garten) U3, U6 Giselastraße или Universität

Хофгартен (Hofgarten) U3, U4, U5, U6 Odeonsplatz

Нимфенбургский (Schloßpark Nymphenburg) Tram 17 Schloss Nymphenburg

Ботанический сад (Botanischer Garten) Tram 17 Botanischer Garten
Вестпарк (Westpark) U6 Westpark
Остпарк (Ostpark) U5, U8 Michaelibad или Quiddestraße

Зоопарк U3 Thalkirchen

Памятные сооружения Людвига I

Ludwig I

В предыдущей главе уже были показаны три сооружения, стоящие на Королевской площади и выполненные согласно плана Людвига I по превращению Мюнхена в «Афины на Изаре». К этим „античным“ сооружениям хочу добавить ещё. Они, как мне кажется, лучше всего отражают вкусы и устремления Людвига I.

Siegestor – арка победы была задумана королём Людвигом I прежде всего для того, чтобы монументально завершить перспективу улицы Ludwigstraße. К тому же она должна была служить парадными въездными воротами в город с севера, так же как Пропилеи строились как ворота с запада. Ни к каким победам баварского оружия эта арка не имеет отношения.  Siegestor считается творением архитектора двора Фридриха фон Гертнера  (Fridrich von Gärtner, 1791 – 1847). После его смерти работу продолжил Eduard Metzger, а закончил арку Leo von Klenze.

С архитектурной точки зрения эта арка похожа на Триумфальные ворота в Риме, в частности на Триумфальную арку Константина. Предположим, у римского Императора Константина поводов построить триумфальную aрку себе было предостаточно. Наполеон построил себе даже две триумфальные арки. Одну в 1806г. в Милане, в честь его коронации королём Италии. Другую в Париже около Лувра, в память его победы под Аустерлицем в 1806г. Мюнхенская безпредметная арка победы вызывала много шуток у современников.

Арка победы была заложена 12 октября 1843г. Она имеет высоту 21м, ширину 24м и толщину 12м. Имеет три проезда, перекрытые арками, и по их сторонам стоят четыре колонны на высоких постаментах. В верхней части каждой коринфской колонны были устроены специальные консоли, на которых стояли мраморные крылатые богини победы. Всё это венчает огромная бронзовая скульптура Баварии на римской квадриге, в которую запряжены  львы из герба Виттельсбахов.  Арку украшают четыре круглые и шесть прямоугольных рельефов. Вся арка выполнена из кирпича и облицована каменными плитами из известняка, что придаёт ей весьма внушительный и монументальный вид.

Арка победы

Теперь о деталях. Для пластического оформления арки был приглашён скульптор Мартин фон Вагнер  (Martin von Wagner, 1773 – 1858). Он жил с 1805г. в Риме и помогал Людвигу I покупать произведения искусства.  Вагнер был талантливым скульптором и римляне прозвали его баварским Фидием.         

Итак, согласно дружескому договору между архитектором Гертнером и скульптором Вагнером, последний должен был изготовить в гипсе модели четырёх круглых и шести прямоугольных рельефов, двух крылатых богинь, по которым
сделают как по шаблонам все восемь мраморных богинь, и  Баварию со львами и квадригой.

С богинями победы всё было достаточно просто. Вагнер перевыполнил план и изготовил четырёх богинь, чтобы ни на какой стороне арки не было богинь-близнецов. Все восемь богинь были изготовлены по мотивам экономии и патриотизма из тирольского мрамора. С круглыми рельефами разобрались тоже достаточно просто. На них изображены районы Баварии с их хозяйственной направленностью. Например, там, где женщина прядёт, это Швабия.  

Большие проблемы возникли с изготовлением шести прямоугольных барельефов. На них королю хотелось представить  военные успехи баварских войск. Он даже составил соответствующий список. Ну, к примеру, он хотел показать, как один из его предков участвует в крестовом походе. Или как Max Emanuel освобождает Вену от турок. Можно было также показать, как баварские войска бьются с Наполеоном под Лейпцигом. Но всё это обязательно должно быть изображено в античных формах. Вот это и ставило скульптора Вагнера в тупик: как изобразить баварские войска в виде античных героев. В конце концов король сдался. Решили на этих прямоугольных барельефах не изображать конкретные события, а показать абстрактные картины. Сделать просто. Пусть римляне воюют с римлянами во всевозможных вариантах: пешие дерутся с пешими, пешие с конными, конные берут крепость. И так в шести вариантах.

Арка была закончена в 1852г. Тогда под руководством Ф. Миллера была закончена отливка Баварии со львами и квадригой и проведено её водружение на арку. На арке было сделано две надписи. С одной стороны: „Построена Людвигом I, королём Баварии“. С другой стороны: „Баварским героям“. По поводу этой арки современники долго шутили, в честь какой победы короля она построена и кому на север грозят львы Виттельсбахов.

Далее эти парадные ворота города начали обрастать всяческими событиями. В 1871г. под ними шли войска возвращавшиеся после войны с Францией. В 1918г. опять возвращаются войска, теперь с Первой мировой войны. А в 1919г. тут уже маршируют красные. Чуть позднее, когда Мюнхен стал городом движения, фашисты использовали арку как монументальную раму для своих выступлений. В 1935г. 9 ноября проводится факельное шествие. Здесь же в 1938г отмечалось 2000 немецкой культуры. Во время войны она сильно была разрушена и американцы хотели её уничтожить как символ фашизма. Но, к счастью, её восстановили, оставив при этом для наглядности некоторые повреждения.  Одна из надписей на арке была изменена. В новой говориться, что теперь она служит памятником разрушениям войны. Теперь арка победы приобрела смысл. Она служит символом победы Мира над Войной и Злом.              

 
галерея полководцев

Feldherrenhalle – галерея полководцев - была первоначально задумана, подобно Siegestor, как архитектурное завершение Ludwidstraße, но уже с другого конца. Кроме того предполагалось в соответствии с названием галереи установить здесь несколько памятников баварским военноначальникам.

Строительство галереи полководцев было начато 18 июня 1841г. в день битвы при Ватерлоо. А закончено 18 октября 1844г. в день битвы под Лейпцигом установкой памятников графу von Tilly и фельдмаршалу Karl von Wrede. Оба памятника были выполнены по моделям скульптора Шванталера. Далее вокруг Feldherrenhalle происходят различные политические, военные и культурные события. В результате Feldherrenhalle делается значительным национальным памятником баварской истории.

А теперь некоторые подробности. Это сооружение появилось в результате длительных обсуждений между королём Людвигом I и архитектором Гертнером. Новое сооружение должно было не только завершить с юга Ludwigstraße, но удовлетворять ещё нескольким требованиям короля. Кроме того, что оно должно вписываться в застройку города, оно не должно закрывать фасад церкви Theatinerkirche и фасад Резиденции. Здесь же должно быть место для установки памятников баварской армии и её генералам. И ещё, небольшая деталь: скульптуры военноначальников должны быть отлиты из бронзы турецких, русских и французских пушек.

Панорама  Ludwigstraße от Siegestor до Feldherrenhalle

Было предложено несколько проектов. Победил в 1840г. проект Фридриха Гертнера. За образец он взял „Loggia die Lanze“ во Флоренции, построенную в 1376–1381г. Образец был выбран весьма удачно. Высокие колонны не закрывали фасады соседних зданий. Из галереи открывается вид на всю улицу Ludwigstraße до Siegestor. А перед самой Feldherrenhalle была устроена площадь Odeonplatz. Получилось удобное место для проведения  зрелищных мероприятий. Имеется сцена и имеется площадь для размещения зрителей. Кто только не выступал на подмостках этой сцены за более чем 150 летнее её существование.  

Почти 50 лет в Feldherrenhalle было только два памятника. Это памятник непобедимому графу von Tilly, водившему войска Католической лиги  в 30-летней войне против протестантов, и погибшему в битве со шведами, и памятник фельдмаршалу Karl von Wrede, который сначала водил баварских конников с Наполеоном на Москву и под Полоцком всех их положивший, а потом воевавший против Наполеона в Битве народов под Лейпцигом, перейдя на сторону каолиции за несколько дней до битвы.         

12 марта 1892г. в самом центре галереи по проекту Фердинанда фон Миллера был установлен памятник героям войны 1870–71г. против Франции. В этой скульптурной группе не обошлось без победоносного знамени и виттельсбаховского льва. Тогда в 1871г., после победы над французами около Feldherrenhalle были выставлены французские пушки и оружие, а по Ludwigstrаße – дороге триумфов, маршировали победоносные войска.         

Собственно, тогда в 70х годах XIX века Feldherrenhalle делается символом национального возрождения и объединения Германии. Здесь выступает железный канцлер Бисмарк. Тогда же на Odeonplatz проходит грандиозное факельное шествие в честь объединения Германии.            

Мраморные львы, стоящие перед фасадом галереи, были установлены в 1905г. Первоначально они планировались для памятника принцу-регенту Луитпольду в Нюрнберге.  На задней стене галереи имеется две большие бронзовых доски. Они были установлены в 1931г. в память войны 1870-71г и Первой мировой. На этих досках указано число участников и жертв. В 1955г. здесь должны были установить в память Первой мировой войны монумент «Убитый солдат», но потом было решено поставить его в конце Hofgarten перед государственной канцелярией.           

галерея полководцев

Мрачную память перед Feldherrenhalle оставило время, когда Мюнхен был столицей Движения. Всё началось с фашистского путча 9 ноября 1923г. Был объявлен «Marsch auf die Feldherrenhalle» – марш к галерее полководцев. Закончился он арестом Гитлера. Убито было 16 фашистов и погибли 4 полицейских. И всё же в 1933г. Гитлер пришёл к власти. Тогда на месте разгона путча была установлена бронзовая доска по проекту гитлеровского архитектора Paul Troost. На ней были указаны имена 16 героев, проливших благородную кровь. Около этой доски был установлен пост, где день и ночь стояли два эсесовца. Все проходившие мимо должны были вскидывать руку в гитлеровском приветствии. Кто этого не делал, тех избивали. Вот тогда появился первый протест жителей. Люди, шедшие в церковь Theatinerkirche, чтобы не приветствовать фашистов, обходили Feldherrenhalle сзади по переулочку. Это место теперь называется „Золотой тропой“ и обозначено на булыжной мостовой золотой краской.

В 1933г. Feldherrenhalle делается Алтарём Движения,  памятным монументом, где пролита благородная кровь. Это уже сцена для фашистской пропаганды. Здесь устраиваются помпезные спектакли приёма в войска СС. Здесь рекруты давали клятву служить Гитлеру и Империи. Здесь каждого 9 ноября устраивались марши ветеранов путча 1923г.

После войны Мюнхен имеет печальный вид. Центр города лежал в развалинах. 3 июля 1945г. все гитлеровские символы были уничтожены. Feldherrenhalle делается опять политической сценой. Здесь выступает Шарль де Голь и многие другие. Проводятся фашинги, играют классические оркестры, проводятся дни искусства. Здесь проходят траурные процессии. В 1955г. прощались с принцем Rupprecht, имевшим шанс стать в 1918г. королём Баварии, а в 1988г. с министром–президентом Franz Straus.       

Обратите внимание на небольшую бронзовую доску, вделанную прямо в мостовую, под пьедесталом графа von Tilly. На ней имена четырёх полицейских, погибших во время подавления путча в 1923г.       

И ещё. К Feldherrenhalle выходит самый древний из сохранившихся фасадов Резиденции, построенный при курфюрсте Максимилиане I в начале XVII века. На этом фасаде много старинной красивой бронзы.  В центре стоит Мадонна-покровительница Баварии. Привлекают внимание четыре мощных бронзовых льва, позеленевшие от времени, на невысоких пьедесталах. Это скульптуры с богатой гробницы герцогу Вильгельму V , которую хотели поставить в начале XVII века. Но осуществить её помешала 30-летняя война и поэтому красивые бронзовые скульптуры с этой гробницы можно сегодня увидеть в разных частях города. Например, в центре Marienplatz  в 1638г. была установлена Mariensäule – колонна с Божьей Матерью наверху, в благодарность за освобождение Мюнхена от всяческих бед.  Божья Матерь также взята с этой гробницы.        

Теперь вернёмся к нашим четырём львам. Львы держат щиты, а внизу щитов опять львиные морды, затёртые до блеска руками прохожих. Существует поверье, что одна больная и старая женщина уверовала, что если она будет тереть эти львиные морды на щитах, она выздоровеет. Эффект был выше ожидаемого. Она не только выздоровела, но и помолодела.  Пожелать можно не только здоровья, но всего чего бы вы только не захотели. Но, прежде чем начать тереть эти морды, вы должны загадать желание. Главное условие успеха - никто не должен не только знать, что вы задумали, но даже догадываться.

Продолжение следует...